СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активации мыслительной деятельности на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свою статью я бы хотела начать с цитаты педагога, философа и психолога Джона Дьюи: «Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множество мыслей других людей.» На основе положений педагогической теории Дж.Дьюи была построена технология проблемного обучения, распространившаяся в 20-х годах прошлого века, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.

Проблемное обучение представляет собой методику, основанную на создании ситуаций, требующих решения определенных задач и вопросов, что способствует развитию аналитического мышления, актуализации имеющихся знаний и умений.

На уроках физики мною применяются элементы проблемного подхода в виде:

- проблемных вопросов;

- проблемных задач;

- проблемного эксперимента.

Проблемные вопросы – это инструменты для создания проблемных ситуаций. Они ориентированы на противоречивые ситуации и стимулируют поиск новой информации. Когда учащийся решает такие вопросы, он должен объяснить физический процесс или предсказать результат в разных ситуациях. Обычно эти вопросы не включают числовые данные, чтобы учащиеся могли сосредоточиться на понимании физических принципов.

Наш кадетский корпус находится в живописном регионе, где летом преобладает солнечная и жаркая погода. Ввиду этого на уроках я часто использую проблемные вопросы связанные с особенностями проживания в данной местности. К примеру, при изучении нового материала по теме «Виды теплопередачи» задаю кадетам следующие проблемные вопросы:

  • Почему в жаркую солнечную погоду

рекомендовано закрывать стеклопакет для сохранения комфортной температуры воздуха в помещении? (Воздух или газ, заполняющие камеры стеклопакета, обладают низкой теплопроводностью, тем самым тем самым уменьшается количество поступающего с улицы тепла.)

  • С какой целью кондиционеры, предназначенные для

охлаждения воздуха в помещении, размещают под потолком, а не внизу, как радиаторы центрального отопления? (При конвекции теплые воздушные потоки поднимаются снизу вверх, где охлаждаются кондиционером, превращаясь в холодные, опускаются вниз, выталкивая новые теплые воздушные массы. Тем самым обеспечивается циркуляция и охлаждение воздуха в помещении)

- Зачастую любители комнатных растений жалуются на выгорание цветов, находящихся на подоконниках. Подумайте, как можно это предотвратить. (Растения на подоконниках подвергаются сильному солнечному излучению. Чтобы предотвратить выгорание, можно покрыть оконное стекло светоотражающей пленкой, которая будет отражать какую-то часть лучей)

Проблемный подход может быть использован для развития творческих способностей кадет. Например, можно предложить им придумать свои задачи по теме, которую они изучают. Это поможет им лучше понять материал и научит их мыслить творчески. В качестве примера приведу задачу по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива», сочиненную одним из кадет 8 класса:

Сколько туристу нужно сжечь берёзовых дров, чтобы нагреть суп массой 3 кг в алюминиевом котелке массой 1,5 кг до t кипения? Температура окружающего воздуха 150C. Размер каждого полена 5х5х20см. Плотность берёзы 700 кг/м3. Удельная теплоемкость супа 3340 Дж/кг0С. (В ходе решения учащиеся выясняют, что потребуется только одно берёзовое полено).

Также на уроках физики широко применяется эксперимент, который способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования. Например, на уроках в 8 классах мы с кадетами проводим исследования по выявлению закономерностей физических величин при последовательном и параллельном соединении проводников. А также при изучении тем «Работа и мощность тока».

Таким образом, проблемный подход является важным инструментом для обучения физики и развития учащихся. Он помогает им стать более самостоятельными, критически мыслящими и творческими личностями.

20.04.2024 22:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП