СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная методика на уроках иностранного языка.
Изучение любого иностранного языка не всегда происходит так, как мы этого желаем. На промежуточном этапе может возникнуть такой момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка.
Нет никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс.
Как же сформировать стойкую положительную мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка? Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из таких форм является проектная методика. Её преимущества известны давно.
Ещё Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, считал необходимым учить детей применять полученные ими знания для решения практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически, если не сейчас, то в будущем.
Использование проектов на уроках иностранного языка повышает интерес обучающихся к его изучению путём развития внутренней мотивации при помощи переноса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между обучающимися как мотивирующего фактора.
И тут возникает вопрос – а в чём сущность проектной методики? Сущность состоит в том, что цель занятий и способы её достижения должны определяться самим обучающимся на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов и способностей.
Работая с проектами, хотелось поделиться своими наблюдениями и выводами.
Проект – что это такое?
Проект – это уникальная возможность для обучающегося выразить свои собственные идеи в удобной для него, творчески продуманной, форме: коллаж, объявление, афиша, интервью, исследование, карта различных мест с иллюстрациями, стенгазета, презентация, туристический буклет, фотоальбом и т.п.
В ходе работы над выполнением проекта вся ответственность возлагается на самого обучающегося, как члена проектной группы и как отдельного индивида.
И здесь мне хотелось бы отметить один очень важный и положительный момент: именно обучающийся, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме он будет, и как будет проходить его защита.
За долгий опыт работы с проектами выделила несколько основных принципов:
Здесь предполагается индивидуальная, парная и групповая формы работы, то есть вы можете варьировать как вам удобно.
Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.
Не секрет, что не все обучающиеся легко усваивают различные структуры, РО и МФ, правила. Я помогаю обучающимся самим поработать над тем или иным грамматическим материалом. Но так как главная задача- научиться пользоваться иностранным языком, то школьникам предлагается большое количество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.
Я не открою Америку, когда скажу, что обучающиеся много усваивают, если им нравится сам процесс обучения. Отсюда делаем вывод, что получение удовольствия – это одно из главных условий. Поэтому – игры, шутки, загадки, песни только приветствуются.
При выполнении проекта ребятам предоставляется масса возможностей говорить о себе, о своей жизни, интересах и увлечениях.
Нельзя давать задания, которые они не смогут выполнить. Задания должны соответствовать тому уровню, на котором находится обучающийся.
Из личного опыта могу смело утверждать, что проекты можно и нужно использовать на любом уровне, в любом возрасте.
В качестве примера рассмотрим проект по теме «Семья». Детям можно предложить сделать подписи под фотографиями членов семьи; нарисовать семейное древо и рассказать о своих предках; написать рассказ о жизни родителей, бабушек и дедушек; рассказать, как в семье проводят выходные.
Это только несколько примеров возможных видов работы. Так как выбор зависит от множества различных факторов: возраст, уровень знаний, интересы, временные рамки, источники и материалы, доступные обучающимся.
При проведении проектной работы передо мной, как перед учителем, так и перед моими обучающимися обязательно возникает целый ряд проблем различного характера.
Как правило, проекты требуют дополнительных действий от учителя, например установление контакта; нахождение подходящих источников и т.п.
Позволю себе высказать несколько советов в организации работы над проектом:
а) Тщательнейшая подготовка к выполнению задания. Необходимо убедиться, что КАЖДЫЙ обучающийся понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить;
б) Спешка - главный враг любой работы. Необходимо как можно подробно объяснять, что и как следует делать.
в) Спокойствие, и только спокойствие.
Для выполнения проекта в классе детям потребуется вставать, чтобы взять, например, ножницы или какой-либо другой предмет; разговор между членами проектной группы и т.п. Это нормально! Но необходимо пресекать любой другой шум, который не относится к выполнению задания.
г) Контроль.
Внимательно наблюдать за тем, что делают дети. Если им что-то непонятно, задание не следует отменять. Надо остановить процесс работы и выяснить в чём проблема.
Зачастую приходится сталкиваться с трудностями, связанными с личностью ученика
( отсутствие интереса или мотивации), трудности во взаимоотношениях с другими членами проектной группы). Но с другой стороны - работа над проектом даёт возможность проявить таланты различного рода (например, оформительский)
Позволю себе несколько подробно остановиться на таком вопросе, как формирование групп. Залог успеха любой группы (если вы рассчитываете на длительную деятельность) во многом зависит от интересов и взаимоотношений обучающихся. Я пришла к выводу, что самое оптимальное количество человек в группе – 5. Если есть возможность не вмешиваться, то лучше, когда дети сами разрешат проблемы (а они обязательно будут!) внутри своей группы.
Из личного опыта знаю, что оценка проектной работы – непростое дело. С моей точки зрения существует два варианта оценивания проектных работ.
Тогда как же избежать ошибок? Я советую своим ученикам делать сначала черновики своих работ. Мне приносят на проверку. Я проверяю, и, в итоге – нет ошибок.
Но если в итоговом варианте есть ошибки, то стараюсь исправлять их простым карандашом или делаю записи на отдельном листочке бумаги.
Главное помнить, что любой проект – это только часть общего объёма всей работы, которую обучающимся предстоит выполнить за весь учебный курс. Я не утверждаю, что использование проектной методики поможет решить все проблемы в изучении иностранного языка. Но точно знаю, что они способствуют проявлению творческих, индивидуальных способностей каждого ребёнка. И смело утверждаю, что это эффективное средство для развития познавательного интереса к изучению иностранного языка и отличное средство от однообразия.
Литература
© 2018, Полякова Наталья Николаевна 955