СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психическая депривация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психическая депривация – это состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлена возможность удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

Этиология

Возникает при сужении социального поля активности и ограниченности возможностей для усвоения социальной роли, при отсутствии возможностей полного удовлетворения первичных биологических или (и) социальных потребностей, а также при психотравмирующих ситуациях развития. Данное состояние возникает в результате:

– жестокого обращения;

– длительной разлуки с родителями;

– их алкоголизме или наркомании;

– проживания в неблагополучной обстановке, полной изоляции, детском доме или интернате;

– наличия сенсорных дефектов.

Симптоматика

С симптоматических позиций необходимо выделять два уровня психической депривации: общий и парциальный.

Общая психическая депривация свойственно воспитанникам детских домов и детям, проживающим в изоляции с самого рождения или раннего детства (до 3-ёх лет). Отличается грубой диспропорцией всех сторон развития ребёнка.

Парциальная психическая депривация свойственна детям (и подросткам из асоциальных семей или, имеющим частичный контакт с близкими. Отрицательные проявления психического состояния разнообразные, одна неглубокие и могут затрагивать лишь определённые сферы развития.

Говоря о проявлениях следует выделить умеренную, среднюю и тяжёлую степени выраженности. Умеренная: неустойчивость эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер (непослушания, низкий уровень доверия, сниженная самооценка, импульсивность и т.д.). Средняя проявляется в нервно-психических и соматических расстройствах (аутоагрессия, повышенная тревожность, синдром зависимости и т.д.), некотором снижении интеллектуального развития. Тяжёлая: серьёзная недостаточность в развитии (отставания в интеллектуальном развитии, энурез, энкопрез, речевые нарушения и т.п.).

Таким образом, состояние психической депривации формируется постепенно, по мере того как блокируются возможности удовлетворения социальных потребностей ребенка. Психическая депривация при своей специфичности и сложности не является неизменной и постоянной, и при создании вокруг ребенка оптимальных условий жизни и деятельности ее негативные проявления могут сглаживаться. Учет различных проявлений психической депривации позволит специалистам осуществить выбор пути сопровождения, адекватный личностному и психофизиологическому статусу детей и подростков.

Диагностика и педагогическая помощь

Для диагностики могут использоваться:

1. Карта наблюдений Д. Стотта.

2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко.

3. Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).

4. Тест Басса-Дарки для определения уровня и формы агрессии.

5. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Основные методы устранения последствий психической депривации в педагогике и психологии:

– реактивация – обеспечение поступления достаточного количества стимулов из окружающей среды, в том числе, обеспечение условий для развития моторики и нормальной функции органов чувств.

– редидактивное учение – создание новых, более целесообразных навыков, вместо прежних, непригодных, представляющих «признаки депривационного поражения».

– реэдукация – исправление нарушений упорядочением отношений ребенка ко всему социальному и происходящему вокруг него и формирование желательных свойств характера ребенка, преобразование его характера.

– ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.

Игры:

1. «Шумелки-молчалки» - игры, дающие возможность заявлять о себе звуком (криком, плачем, смехом, др. шумом) или наоборот демонстрирование «тихого» поведения.

2. Группа игр «пряталки-появлялки» дают возможность почувствовать наличие своего «Я» через восприятие значимых близких.

3. Игры с использованием «страшных образов».

4. Использование сюжетных театрализованных игр с перевоплощением, способствующих самоидентификации с героями сказок, самовыражению ребенка, «проживанию» ролей и различных сценариев поведения.

5. Творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.).

Рисование и любое творчество используется как эмоциональный процесс, способ самовыражения.

6. Использование музыкальных средств: от успокаивающей музыки перед сном, до использования музыкальных средств в играх, ритмичной музыки для танцев, включение танцевальных пауз в режим занятий.

Категория: Всем учителям
22.06.2023 15:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП