© 2023 51
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Психическая депривация – это состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлена возможность удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.
Этиология
Возникает при сужении социального поля активности и ограниченности возможностей для усвоения социальной роли, при отсутствии возможностей полного удовлетворения первичных биологических или (и) социальных потребностей, а также при психотравмирующих ситуациях развития. Данное состояние возникает в результате:
– жестокого обращения;
– длительной разлуки с родителями;
– их алкоголизме или наркомании;
– проживания в неблагополучной обстановке, полной изоляции, детском доме или интернате;
– наличия сенсорных дефектов.
Симптоматика
С симптоматических позиций необходимо выделять два уровня психической депривации: общий и парциальный.
Общая психическая депривация свойственно воспитанникам детских домов и детям, проживающим в изоляции с самого рождения или раннего детства (до 3-ёх лет). Отличается грубой диспропорцией всех сторон развития ребёнка.
Парциальная психическая депривация свойственна детям (и подросткам из асоциальных семей или, имеющим частичный контакт с близкими. Отрицательные проявления психического состояния разнообразные, одна неглубокие и могут затрагивать лишь определённые сферы развития.
Говоря о проявлениях следует выделить умеренную, среднюю и тяжёлую степени выраженности. Умеренная: неустойчивость эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер (непослушания, низкий уровень доверия, сниженная самооценка, импульсивность и т.д.). Средняя проявляется в нервно-психических и соматических расстройствах (аутоагрессия, повышенная тревожность, синдром зависимости и т.д.), некотором снижении интеллектуального развития. Тяжёлая: серьёзная недостаточность в развитии (отставания в интеллектуальном развитии, энурез, энкопрез, речевые нарушения и т.п.).
Таким образом, состояние психической депривации формируется постепенно, по мере того как блокируются возможности удовлетворения социальных потребностей ребенка. Психическая депривация при своей специфичности и сложности не является неизменной и постоянной, и при создании вокруг ребенка оптимальных условий жизни и деятельности ее негативные проявления могут сглаживаться. Учет различных проявлений психической депривации позволит специалистам осуществить выбор пути сопровождения, адекватный личностному и психофизиологическому статусу детей и подростков.
Диагностика и педагогическая помощь
Для диагностики могут использоваться:
1. Карта наблюдений Д. Стотта.
2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко.
3. Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).
4. Тест Басса-Дарки для определения уровня и формы агрессии.
5. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
Основные методы устранения последствий психической депривации в педагогике и психологии:
– реактивация – обеспечение поступления достаточного количества стимулов из окружающей среды, в том числе, обеспечение условий для развития моторики и нормальной функции органов чувств.
– редидактивное учение – создание новых, более целесообразных навыков, вместо прежних, непригодных, представляющих «признаки депривационного поражения».
– реэдукация – исправление нарушений упорядочением отношений ребенка ко всему социальному и происходящему вокруг него и формирование желательных свойств характера ребенка, преобразование его характера.
– ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.
Игры:
1. «Шумелки-молчалки» - игры, дающие возможность заявлять о себе звуком (криком, плачем, смехом, др. шумом) или наоборот демонстрирование «тихого» поведения.
2. Группа игр «пряталки-появлялки» дают возможность почувствовать наличие своего «Я» через восприятие значимых близких.
3. Игры с использованием «страшных образов».
4. Использование сюжетных театрализованных игр с перевоплощением, способствующих самоидентификации с героями сказок, самовыражению ребенка, «проживанию» ролей и различных сценариев поведения.
5. Творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.).
Рисование и любое творчество используется как эмоциональный процесс, способ самовыражения.
6. Использование музыкальных средств: от успокаивающей музыки перед сном, до использования музыкальных средств в играх, ритмичной музыки для танцев, включение танцевальных пауз в режим занятий.
© 2023 51