СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в профессиональном самоопределении»
Профессиональное самоопределение человека начинается еще в детстве, когда в игре, ребенок принимает на себя различные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ними поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Когда-то К.Д. Ушинский говорил: « Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье вас само отыщет». Родители, педагоги всегда хотели бы видеть своих детей, учеников счастливыми и успешными.
Именно поэтому профессиональная ориентация не может быть какой-то отдельной отраслью работы образовательной организации. Она тесно связана со всей учебно-воспитательной работой. «Профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса и этот стержень должен проходить через все годы обучения в школе» (Н. С. Пряжников).
Таким образом, вся образовательная деятельность направлена на подготовку учащихся к будущей самостоятельной трудовой жизни.
Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы психолога. В содержание этой деятельности входит: просветительская работа, психолого-педагогическая диагностика, профориентационная консультация, коррекционно-развивающая работа.
- Просветительская работа помогает учащимся увеличить объем знаний о профессиях, способствует их информированию о социальных запросах на ту или иную профессию, расширению представлений учащихся и их родителей о формах профессионального обучения.
Профессиональное просвещение – одна из главных форм работы с учащимися начальных классов. В младшем школьном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Для детей младшего школьного возраста характерен высокий уровень любознательности. Они эмоционально реагируют на все новое, легко подвергаются влиянию внешних обстоятельств. Они с желанием выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся начальных классов. В них содержатся и элементы игры, и романтики, и творчества. Во время игры обсуждаем с ребятами профессионально важные качества, необходимые представителям тех или иных профессий. Всегда во время игр детям интересно, а положительный эмоциональный фон способствует быстрому усвоению полученной информации.
С младшего подросткового возраста (5 класс) с обучающимися проводится не только просветительская работа, но и добавляется профессиональная диагностика. Диагностика обучающихся 5-7-х классов носит неглубокий характер, поскольку самосознание и рефлексия развиты еще не в полной мере. В этом возрасте можно использовать использовать дифференциально-диагностический опросник А.Е.Климова, ориентационную анкету Б.Басса (определение направленности личности), карту интересов С.Я. Карпиловской, методику изучения отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой).
В более старшем возрасте (8- 9-е классы) профессиональная диагностика становится более глубокой – изучаются не только интересы, способности и склонности обучающихся, но и их личностные особенности.
Психолого-педагогическая диагностика выявляет соответствия личности требованиям профессии, а именно:
В диагностической работе использую электронные программы Профи I, Профи II, Профи III.
В возрасте 14-15 лет подросток вступает в период возрастного кризиса, начинает задумываться о временной перспективе, все интересней становится изучение самого себя. Это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания. Поэтому к уже использующимся формам работы добавляется профессиональная консультация, цель которой - установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.
- Профориентационная консультация направлена на индивидуальную помощь в ситуации выбора своего профессионального пути с учетом ограничений в выборе профессии по состоянию здоровья и с учетом запасных вариантов в выборе профессии.
- Коррекционно-развивающая работа позволяет предупредить ошибки в выборе профессии и оказать помощь в профессиональном выборе через:
Для учащихся 10-11 классов остаются все прежние формы работы (профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация), но профессиональное воспитание становится самовоспитанием и, учитывая введение профильного обучения, добавляется социально-профессиональная адаптация. Она включает в себя такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
Все направления профориентационной работы тесно связаны между собой. Без просветительской и диагностической работы невозможно выстроить коррекционно-развивающую и консультативную работу. И на одном и том же занятии могут сочетаться все эти направления как единое целое.
Приведу пример: На консультацию пришла группа учащихся одной из школ города. Запрос: «Окажите помощь в профессиональном самоопределении учащимся 10-х классов, у которых профессиональные интересы и склонности не выражены или выражены слабо».
1. С учащимися перед диагностикой была проведена просветительская беседа на тему: «Темперамент и профессия», ребята слушали внимательно, задавали вопросы по теме, активно обсуждали противопоказания для каждого типа темперамента.
2. Диагностика «Определение темперамента» (модификация личностного опросника Г.Айзенка).
3. Совместная обработка результатов, определение типа темперамента.
4 Коррекционная – даны рекомендации по выбору профессии в соответствии с личностными характеристиками.
Отличительной особенностью учащихся, обучающихся в объединениях нашего учреждения является то, что у них, наоборот, ярко выражены или выражены интересы и склонности во многих сферах деятельности, что тоже вызывает затруднения с выбором профессии. В таких случаях использую методику «Определение темперамента» (модификация личностного опросника Г.Айзенка) и другие дополнительные методики, чтобы выбрать наиболее благоприятный вариант.
В заключение хотелось бы отметить важность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в профессиональном самоопределении, которое дает возможность учащимся не только сориентироваться в мире профессий и узнать о своих индивидуальных особенностях, но и соотнести свои способности с профессиональной пригодностью и спланировать свою профессиональную карьеру.
© 2020, Рассказова Екатерина Юрьевна 166