СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках немецкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире иностранный язык стал средством общения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью его использования в повседневной жизни.

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у обучающихся речевых навыков: чтения, письма, говорения. Работа над развитием у обучающихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.

При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения немецкого языка.

Ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями, с которыми сталкиваются обучающиеся.

В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью обучающихся.

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

Развитие функциональной грамотности является актуальной задачей 21 века.

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по иностранному языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование функциональной грамотности, которую ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие таких умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач, а именно:

- умение осмысленно читать и воспринимать на слух;

- умение извлекать информацию из разных источников;

- способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

- умение пользоваться источниками и ссылаться на них;

- умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;

- способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Иностранный язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.

Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:

  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • выявлять наиболее значимые факты;
  • определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

Я использую следующие упражнения на аудирование:

- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

- извлечение определенной информации;

- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.

Говорение подразумевает под собой обучение монологической и диалогической речи.

Обучение монологической речи предполагает развитие таких умений, как:

  • делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;
  • кратко передавать содержание полученной информации;
  • рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;
  • рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;
  • описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:

  • участвовать в беседе на знакомую тему;
  • осуществлять запрос и обобщение информации;
  • обращаться за разъяснениями;
  • выражать свое отношение к высказыванию собеседника;
  • вступать и поддерживать общение.

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

  • личное письмо;
  • письмо в газету, журнал;
  • небольшой рассказ;
  • заполнение анкет;
  • изложение сведений о себе;
  • написание плана.

Перечислю некоторые виды упражнений по формированию навыков письма:

  1. Вставить пропущенные слова.
  2. Заменить выделенные курсивом слова синонимами.
  3. Выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.
  4. Выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
  5. Выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур.
  6. Закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
  7. Составить вопросы к ответам и наоборот.
  8. Соединить части предложений в логическом порядке.
  9. Составить план текста.

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

  • выделять основные факты;
  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • предвосхищать возможные события, факты;
  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  • извлекать необходимую, интересующую информацию;
  • определять свое отношение к прочитанному.

Я использую следующие упражнения по формированию навыков чтения:

  1. Определить по заголовку тему текста;
  2. Найти ответы на вопросы.
  3. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
  4. Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  5. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
  6. Найти описание внешности, места, события и др.
  7. Догадаться о значении слова по контексту.

В формировании функциональной грамотности обучающихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

- текст должен быть интересен;

- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

- объем текста не должен превышать норму;

- шрифт должен помогать легко читать текст;

- текст должен развивать кругозор;

- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

- в тексте не должно быть ошибок;

- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Для развития читательской грамотности на уроках немецкого языка в основном использую упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний. Таким образом, использование на уроках немецкого языка различных видов заданий способствует развитию функциональной грамотности обучающихся, грамотности чтения и комплексному освоению обучающимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает обучающихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

Как известно, кроме заданий на чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания. Работа с текстом может осуществляться как на начальном, так и на последующих этапах обучения.

Рассмотрим некоторые виды заданий при работе с текстом.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, умения прогнозирования. Например:

- прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

- опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке;

- дай определение следующим словам;

- соедини слова с их определениями;

- определи различные значения одного и того же слова;

- найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;

- прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

В текстовых заданиях обучающимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме того, обучающиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Например:

- прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;

- выдели в тексте ключевые элементы, которые несут ключевую информацию;

- составь план текста;

- заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;

- передай основную идею текста несколькими предложениями.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации. Например:

- ответь на вопросы по содержанию текста;

- выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

- заполни таблицу по содержанию текста;

- пронумеруй события в порядке их очередности;

- заполни предложения словами из текста;

- вырази свое отношение к прочитанному;

- составь вопросы к тексту;

- подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста.

Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи.

Примеры однотекстовых проблемных заданий:

- скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;

- составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;

- найдите выход из ситуации (на базе рассказов-головоломок).

Примеры многотекстовых проблемных заданий:

- соедините два текста, выражающие разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.

Таким образом, использование на уроках немецкого языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности обучающихся, грамотности чтения и комплексному освоению обучающимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает обучающихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Научить читать – главная задача в обучении ИЯ в школе, это и есть функциональная грамотность.

Функциональная грамотность на уроках немецкого языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

21.04.2023 20:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП