СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и, возможно,

я запомню, вовлеки меня, и я пойму» Китайская пословица.

«Результат обучения оценивается не

количеством сообщенной информации,

а качеством усвоения и развития

способностей к обучению и самообразованию».

Кудрявцев Д.

СВОЕ профессиональное кредо я обозначила словами: «Поверь в своего ученика, будь для него всегда открытием. Каждый урок, каждый день пусть он удивляется твоей доброте, профессионализму и эрудиции».

Вот уже 12 лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь.

В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.

Мое убеждение, что ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, он, как сказано в Библии, «запертый сад, заключенный колодезь, запечатанный источник». В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии.

Внедряя в практику «Новые подходы в преподавании и обучении», поставила перед собой задачу – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах.

В связи с этим мною выбрана проблемная тема: «Использование активных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы», которая предполагает внедрение в педагогическую деятельность семи модулей:

  • Новые подходы в преподавании и обучении.
  • Обучение критическому мышлению.
  • Оценивание для обучения и оценивание обучения.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании.
  • Обучение талантливых и одаренных детей.
  • Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
  • Управление и лидерство в обучении.

С целью научить детей правильно общаться друг с другом, активизировать познавательное общение и побуждение учеников к умственной или практической деятельности применяю модуль Программы «Новые подходы в преподавании и обучении». В основе данного модуля лежат два подхода «Обучение тому, как учиться» (организация групповой работы) и «Обучение через диалог».

Поэтому передо мной стоит еще одна задача - сделать учебный процесс обучения более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки начинается с деления класса на группы. Комплектование групп осуществляю разными приемами, например, по временам года, геометрическим фигурам. На классном часе на тему: «Учимся работать дружно» вместе с детьми установили правила для работы группы. В начале каждого урока напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах. Для создания эффективной работы между детьми распределены следующие роли: спикер, хронометрист, командир, секретарь. Во время групповой работы моя роль заключается в том, чтобы контролировать ход работы, отвечать на вопросы, регулировать порядок работы, в случае необходимости оказывать помощь отдельным ученикам и группе в целом. Наблюдая за совместной деятельностью учащихся, я пришла к выводу:

  • В одной группе не должно быть два слабых ученика, потому им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  • Во время совместной работы нельзя требовать абсолютной тишины, потому что дети обмениваются мыслями, высказывают свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. К каким выводам я пришла, апробируя групповую работу на уроке?
  • Важно использовать работу в парах сменного состава в системе. Вот тогда организация таких уроков эффективна при любых образовательных программах.
  • Можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
  • В групповой, парной работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.
  • В классе меняются отношения между мною и учениками. Мы – партнёры.
  • Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле.
  • Решает проблему подтягивания более слабого ученика, учащихся пропустивших занятия по болезни.
  • Учащиеся в группах оценивают себя.
  • Интерес к предмету повышается, постепенно отвлекает от борьбы за накопительство отметок.

Преимущества групповой работы:

  • Грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  • Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • В результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать свою идею;
  • Для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • Какой бы ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  • Улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • Не дает возможности спрятаться, задействованы все; вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  • Совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Модуль «Обучение критическому мышлению» предполагает адаптацию сознательного обдуманного подхода к развитию критического мышления не только учеников, но и меня.

Считаю, что целью данного модуля является способность развитию критического мышления, воспитание людей, стремящихся учиться в течение всей жизни. Выполняя задания, учащиеся учатся критически мыслить, берут на себя ответственность за собственное обучение, работают сообща.

Внедряя этот модуль на уроках русского языка и литературы, перед собой поставила следующие цели:

  • Научиться самой критически мыслить;
  • Устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение;
  • Строить обучение на основе методов критического мышления;
  • Активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность;
  • Стать размышляющим практиком;
  • Делиться опытом с коллегами.

Мои уроки состоят из трех стадий: вызова; осмысления новой информации и рефлексии.

На стадии вызова с целью выяснения того, что знают дети по теме; активизации имеющихся знаний использую прием «Мозговой штурм», прием «Ассоциации» и др.

На стадии осмысления новой информации применяю такие приемы: составление кластера, «Чтение с остановками», «Прогнозирование», «Сбор ассоциаций», «Тонкие и толстые вопросы».

На стадии рефлексии использую следующие приемы: «РАФТ», «Синквейн» и др. – все это дает возможность учащимся реализоваться в рамках изучения темы.

Море

Соленое, горькое.

Волнуется, циркулирует, течет.

Большое количество химических элементов.

Водоем.

Море

Черное, безбрежное.

Волнуется, бушует, синеет.

Часть Мирового океана.

Вода.

Степь

Бескрайняя, тихая.

Молчит, не беспокоит, отдыхает.

Завораживает дух.

Нет края.

Степь

Красивая, многоликая.

Волнует, расцветает, пестрит.

Под ярким солнцем степь горит.

Простор.

Модель урока «Вызова – Осмысление - Рефлексия» задала не только определенную логику построения уроков, но и последовательность, и способы сочетания приемов, которые дали возможность:

  • сформировать самостоятельное мышление учащихся,
  • раскрыть и совершенствовать творческий потенциал учащихся,
  • повысить познавательное отношение к прочитанному,
  • развить положительное отношение к заданиям творческого проблемного характера.

Овладев теоретической базой модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения», я поняла, что оценивание можно и нужно использовать в течение всего урока как элемент обучения. Идеи данного модуля включаю в каждый урок, использую маршрутные листы, оценочные листы с критериями. При выполнении заданий употребляю различные формы оценивания: самооценивание, взаимооценивание в парах и группах, оценивание секретарем. Применение оценивания в течение всего урока привело к таким положительным результатам, как увеличение чувства ответственности за свою работу. Учащиеся работают более осмысленно, анализируют каждый свой шаг при выполнении заданий, уделяют должное внимание оформлению письменных работ. Во время наблюдения за детьми на данном этапе урока я замечаю, что у многих учеников возникают проблемы при самооценивании. Учащиеся с завышенной самооценкой без колебаний ставят себе положительную оценку, ученики менее самоуверенные уделяют много времени на выставление себе оценки, чаще всего занижают ее. А вот ученики в роли секретарей наиболее грамотно и обоснованно выставляют оценки как формативные (за каждый этап урока), так суммативную (итоговую) за урок. Я пришла к выводу, что систематическое применение техник формативного оценивания позволяет мне не просто оценивать процесс обучения, но и дает ученикам возможность выявить затруднения и исправить их.

Выяснила также, что интересы большинства учащихся так или иначе, связаны с компьютером, поэтому информационная грамотность – очень важный аспект в моей работе. Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий позволило мне:

  • Наглядно представить изучаемый материал;
  • Сделать более интенсивным процесс объяснения нового материала;
  • Повысить познавательную активность обучающихся;
  • Повысить качество усвоения материала;
  • Наполнить уроки новым содержанием.

Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках литературы:

  • Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках;
  • Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся вне школьных занятий;
  • В-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.);
  • При использовании различных электронных материалов, возникла необходимость создания собственной версии – презентации, где появилась возможность комбинировать разные источники информации. Мною созданы презентации к урокам русского языка и литературы;
  • Для подготовки тематических презентаций использую программы POWER POINT, ProShow Gold, MOVIE MARKER с помощью которых создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и звуковых записей, фильмы.

С целью обеспечивания возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, мною организована работа с талантливыми и одарёнными учащимися.

Задачи, поставленные мною, для успешного развития талантливых детей:

Ø Изучить методику по развитию креативных способностей учащихся;

Ø Создавать условия для развития мотивации успеха;

Ø Изучить индивидуальные способности и возможности ребёнка;

Ø Изучить интересы учащихся в изучаемом предмете, провести диагностические анкетирования при помощи школьного психолога.

На занятиях мы рассматриваем вопросы решения олимпиадных задач, различные вопросы сверх программы, занимаемся проектно-исследовательской деятельностью. Это позволяет ученикам участвовать в заочных и очных олимпиадах и конкурсах. По выявлению уровня самореализации школьников – одним из показателей моей работы являются результаты олимпиад за последние 3 года. Мои ученики являются участниками и призёрами районных, областных и международных олимпиад, научных проектов, конкурсов по русскому языку и литературе.

Задания, которые подбираю к урокам, содержат дифференцированное обучение, направленное на удовлетворение потребностей учащихся и определяют степень доступность к обучению. Тем самым внедряю модуль «Учет возрастных особенностей учеников».

После серии проведенных уроков учащиеся отмечают, что уроки для них стали интереснее, появилась возможность более активно использовать наглядность (85%). Возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения).

Категория: Всем учителям
13.03.2015 20:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП