СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Система педагогической деятельности Ушаковой Татьяны Лукиничны,
учителя технологии МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1», 2022 год.
Моя педагогическая цель как учителя технологии и предпринимательства: создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности в учебно-воспитательном процессе, получения технологических знаний, приобретения жизненно важных умений, профессионального самоопределения.
Основной стратегией трудового обучения выступает личностно-ориентированный подход, который вытекает из проблемы МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №1» – «Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения».
Ш.А. Амонашвили наиболее точно сформулировал специфику данного обучения:
«Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».
Я работаю более 32 года учителем технологии. Моя профессиональная деятельность была направлена на преподавание таких школьных дисциплин как «Технология», «Экономика», «Черчение», производственное обучение профильных 10-11 классов, "Финансовая грамотность". Преподавание любой из этих дисциплин направлено на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы на другие объектные области и проблемные ситуации. Эффективностью изучения проблем на уроках является установление метапредметных связей; решение математических, конструкторских, чертежных задач; обучение самостоятельной деятельности и развитие творческого потенциала ребенка.
Для создания личностно-ориентированной образовательной среды строю свою работу, опираясь на жизненный опыт детей, использую его при обобщении, закреплении, проверке знаний; стимулирую, и поддерживаю рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения;
принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемыми учениками способы работы; применяю разнообразные дидактические средства с учетом индивидуальности учащихся; даю позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости; организую и провожу на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку.
Я приучаю своих учеников анализировать собственную деятельность, как на уроках, так и в самостоятельной работе дома. Вовлекаю учащихся в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, любознательность, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
При организации учебной деятельности я соблюдаю общедидактические принципы: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному. На занятиях создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального, творческого настроя на работу в течение всего урока.
Стараюсь организовать работу каждого школьника, создать рабочий настрой, искреннее с ним общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, фантазию, творческую активность. Считаю, что такое моё поведение позволяет ученикам творчески себя проявить.
Школьный курс «Технология», который является необходимым компонентом общего образования школьников, помогает мне в достижении моей цели, предоставляя учащимся возможность применения на практике своих знаний и умений.
Для достижения моей цели считаю необходимым применять инновационные технологии обучения, воспитания и развития одаренных детей. «Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно в том, чтобы человек раскрыл свои способности, стал в жизни творцом…», - писал В.А.Сухомлинский.
Задачами трудового воспитания являются:
♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.
Проблема успешности детей в настоящее время становится все более актуальной. Современная рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области уроков трудового обучения является их практическая направленность, что позволяет соотносить возможности учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности с требованиями различных профессий. Специфика образа жизни сельского населения, непреходящей ценностью которой является труд на земле, занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях и умениях. Поэтому в образовательных рамках необходимо получение начальных навыков по заготовке сельскохозяйственных продуктов, их первичной и кулинарной обработке.
При изучении раздела «Технология обработки пищевых продуктов» знакомлю, учащихся с технологией приготовления кулинарных блюд, сообщаю основные сведения о здоровом питании, здоровом образе жизни по следующим направлениям:
В результате моей работы мои воспитанники формируют привычку, заботиться о своем здоровье, воспитывают сознательное и активное отношение к нему, осознают необходимость активных действий для укрепления здоровья, пропагандируют здоровый образ жизни.
Одной из основных составляющих в Национальной образовательной стратегии является здоровье школьников, поэтому на своих уроках использую здоровье сберегающие образовательные технологии:
При изучении раздела «Технология обработки ткани» учащиеся узнают, почему одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами, что правильно подобранная одежда защищает от неприятных факторов внешней среды, обеспечивает кожное дыхание, не сковывает движения человека, от чего в немалой степени зависит его здоровье и самочувствие.
Обучая детей работе на швейной машине, уделяю внимание правилам безопасной работы и санитарно-гигиеническим требованиям, что невыполнение этих правил приводит к преждевременной усталости, а неправильное положение корпуса способствует появлению сутулости, развитию близорукости.
Моя педагогическая проблема - проектные технологии на уроках и во внеклассной работе.
Основываясь на принципах личностно-ориентированного обучения, разрабатываю рабочие программы для 5-х - 11-х классов, включая разделы декоративно-прикладного искусства. Разработав программу «Швейное производство» для 10-11 классов, углубленно обучаю технологии обработки детского и женского платья. Освоила педагогическую технологию «Творческое проектирование», которую постоянно применяю в своей работе.
Проектная деятельность даёт возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. Выявление местных проблем и участие школьников в их решении, формируют у детей чувство сопричастности к заботам родного края и ответственность за его благополучие. Дополнительная работа с учащимися - трудное, кропотливое, но в то же время очень интересное занятие, позволяющая детям раскрыть свои способности.
Работаю над проблемой «Создание и использование современных электронных учебных материалов с применением информационных технологий».
Продолжаю разработку рабочих программ, элективных курсов, направленных на овладение учащимися общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможность продолжения образования, жизнедеятельности и работоспособности выпускников школы.
Освоила новую методику преподавания предмета с применением мультимедийных технологий. Работая над методической проблемой «Проектный мониторинг в технологии», выступала с этой темой на научно-практических учительских конференциях «Формирование индивидуальной культуры личности в условиях сельской школы». Продолжаю работать над этой же методической проблемой «Проектные технологии на уроках и во внеклассной работе».
Методическая копилка и дидактический материал пополняется и обновляется в течение каждого учебного года. По предметам «Технология», «Экономика» были разработаны тестовые задания, контрольные тесты для учащихся 5-11 классов.
Использую все возможности для накопления научно-методического материала: интернет ресурсы, периодическую печать и обмен педагогическим опытом, как на районных МО, так и курсах повышения квалификации.
Внедряя проектные технологии на уроках технологии, развиваю навыки и умения проектировать, самостоятельно изготавливать изделия в различных техниках декоративно-прикладного творчества, добиваюсь качественного их выполнения. Лучшие работы детей выставляем на выставках детского декоративно-прикладного творчества.
На протяжении многих лет веду кружок декоративно-прикладного направления «Умелые ручки». Разрабатываю рабочие программы с учетом возрастных и индивидуальных наклонностей и способностей учащихся. Интересуясь различными видами и техниками рукоделия, стараюсь увлечь, заинтересовать и передать свои знания и умения детям.
Принимаем активное участие в творческих выставках: районных и республиканских конкурсах декоративно-прикладного творчества “Сувенир Бурятии», «Дети, техника, творчество»; Выставках детского творчества «Живи, Земля» и др.
Проводим открытые уроки на уровне РМО учителей технологии, делимся опытом работы, где в различных формах демонстрируются учащимся приемы работы с инструментами и материалами.
Осуществляю руководство учащимися в подготовке к школьным, районным олимпиадам по предметам: технологии. Лучшие учащиеся принимают участие в олимпиадах школы, района и республике.
Исследовательские методы начинаю внедрять на уроках технологии. Например, изучение картофеля и яблонь начиналось на уроках кулинарии в пятом классе, отсюда и участие пятиклассниц в НПК «Шаг в будущее». «Одуванчик полевой лекарственный», «Одежда для сна», «Мода диктует стиль», «Создание новой коллекции одежды» и т.д. говорят об огромном поле деятельности и широте взглядов. Учитывая разносторонние интересы разновозрастных учащихся, исследуем, проектируем и принимаем участие в различных секциях и направлениях научно-практических конференций.
Для повышения знаний и интереса к предмету «Технология», ежегодно проводим предметные недели. Учащиеся охотно принимают участие в решении каких-либо практических задач, демонстрируют свою эрудицию, творческие способности и актерские таланты. Мероприятия такого рода необходимо проводить, т.к. приобщение детей к труду, как в школе, так и дома повышает уровень личностно-ориентированного развития и воспитанности учащихся, возлагает ответственность за сосуществование в школе, семье и закладывает основу для дальнейшей будущей жизни.
© 2017, Ушакова Татьяна Лукинична 544