СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока
ФИО учителя Подгорная Татьяна Викторовна
Класс 4Б
УМК Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс
Предмет: Технология и Изобразительное искусство
Тема: «Деревня – деревянный мир». Фасад избы.
Тип урока: комбинированный.
Место и роль урока в изучаемой теме: I четверть. Обобщение темы четверти.
Цель: формирование понимания исторического значения русского деревянного зодчества и гармонии его с природой.
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия (УУД) |
Личностные: · стремиться к повышению культуры речевого общения, овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Регулятивные: · ученик учится определять цель своей работы, планировать, выявлять этапы работы, осуществлять поэтапный контроль, оценивать результат своего труда. Познавательные: · учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное. Сопоставлять и сравнивать. Конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. Стремиться к расширению своей познавательной сферы по изучаемой теме «Деревня - деревянный мир» и связь познания с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства. Коммуникативные: · способность учеников к сотрудничеству, учиться обмениваться мнениями, слушать учителя и сверстника, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: · формировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; приобретать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Метапредметные:
Предметные: · овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства; · используем выразительные средства бумаги для создания образа русской избы; · овладеваем навыками работы в технике бумагопластики и полуобъёмной аппликации. |
Технологии |
Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, личностно-ориентационные |
Музыкальный ряд: |
Мелодия: «Народные инструменты: свирель, балалайка, гусак» (для фона) |
Литературный ряд: |
Стихи поэтов |
Материал: |
Бумага из набора «Цветная», картон, соленое тесто, фломастеры, краски, пластилин |
Задание: |
Выполнение фасада избы (трубочки, соединение их в единство формы фасада избы – прямоугольник, переходящий в треугольник, или 2 прямоугольника разных размеров) |
Оборудование |
Проектор, компьютер, презентация «Деревня – деревянный ми» |
НДМ (наглядно-демонстративный материал) |
Репродукции картин, фото русской деревни |
Основные понятия |
Изба, деревня, плотники, фасад, сруб, фронтон (чело), карниз |
Ход урока
Этап урока |
Технология проведения |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
УУД |
1 |
Организационный этап. Создание положительного эмоционального настроя учащихся |
Правила поведения на уроке |
Настрой детей на работу |
Звучит народная музыка. Дети входят в класс, становятся около своих мест. |
Лич(УУД): самоорганизация Метапред(УУД): организация своего места. Регулят(УУД): организация деятельности на уроке, ученик учится определять цель своей работы. |
2 |
Мотивация |
Определить тему и задачу урока. Разгадывают ребус. |
Создание проблемной ситуации |
-Ребята, вы зашли под очень красивую необычную музыку и это не случайно. Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. (Деревня – деревянный мир). (Слайд 1) -А как вы думаете, от какого слова произошло слово деревня? (Слайд 2) |
|
3 |
Приобретение знаний. Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления первичного запоминания изучаемого материала |
Умение вести диалог |
Рассказ с демонстрацией слайдом |
-Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной. (Слайд 3) Богата лесами наша земля, И лес в ней и строен, и ровен. Когда-то и стены, и башни Кремля, И те собирали из бревен. -Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. (Слайд 4) -И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища. -А как же называлось такое жилище? (Изба). (Слайд 5) -Какой смысл в древности вкладывали в это слово? (Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода). (Слайд 5) -Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень ровно я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. - Что за дерево догадались? (Сосна). (Слайд 6) - Сосна была основным материалом для строительства. - А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол) -Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна. (Слайд 7) Из бревен рубили избу мужики, Один лишь помощник-топор. Но древние избы и ныне крепки, И тонок на ставнях узор. -Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор) -А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? (Плотник) -А гвозди у плотников в старину были? (Нет) -А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок) -Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает сруб. (Слайд 8) - Сруб – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. (Слайд 9) Сруб- это основа избы. -Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, окна, крыша, причелины, полотенце, наличники) (Слайд 9) -Окна- очи, глаза, свет. Окна глаза дома. Наличники - самая украшенная часть избы. Крыша- шапка здания. Чем она выше, тем легче с неё скатывался снег и дождь. -Вроде бы изба и есть изба, но похожих нет. Бывает изба богатырь - широкий, могучий дом. Другая - словно девица- красавица, изящная и нарядная. Можно и встретить избушку- бабушку с одним окошком и покосившимся забором. -Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. -Как украшались русские избы? (Резьбой) -Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, наличники) (Слайд 10-11) -Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой) -Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? (Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов) -Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева. -Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? (От природы, передавали из поколения в поколение). -Используя элементы, попробуйте правильно расположить все детали на доске. (Учащиеся по одному выходят к доске и прикрепляют элементы избы на плакате). Умеем видеть образ в создаваемых формах, фантазируем, представляем и создаем макет фасада избы. |
Познав(УУД): выдвижение гипотез и их обоснование, умение выражать свои мысли. Коммун.(УУД): аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем. |
4 |
Физкультминутка |
Выполняют Физ.минутку |
Организует комплекс упр-ий |
-Чтобы работа спорилась в руках, давайте подготовим их к работе. Нужно ставить новый дом, Всех работать мы зовем. Ряд за рядом бревна Мы положим ровно! Вот и печка и труба, Для крылечка два столба. Окна расписные, Ставеньки резные. Щели паклею забьем, И готов наш новый дом! А сейчас приступаем к работе. |
Личн.(УУД): самоорганизация: Метапредм. (УУД): организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч. |
5 |
Переход к практической работе Познавательные знания для выполнения практического задания. |
Выделять главные и существенные признаки понятия. Осмысление запоминание изучаемого материала |
Инструктаж для выполнения практического задания |
1.Инструктаж: В одиночку дом не построить. Для этого люди собирались группами или артелями. Мы тоже будем работать артелями. И каждая артель будет строить свой дом. Что самое важное надо помнить, когда работаешь в группах- артелях? Ваша работа будет состоять из следующих этапов: 2. Проектирование. На этом этапе вы в каждой группе выбираете «главного мастера», который будет следить за ходом работы, и помогать другим. Затем распределяете в группе, кто какой элемент будет изготавливать. 3. Подготовка деталей. Используя содержимое конверта, каждый изготавливает свой элемент. 4. Декорирование. Готовые элементы избы украшаете деталями наличников, причелин и т. д. Из какого материала изготовите детали декора? Каким способом их удобнее изготовить? Используем в работе клей и ножницы. Напомните правила безопасного труда. (Слайд по техники безопасности.) 5. Сборка композиции. Располагаете готовые элементы на листе формат А3. |
Метапр(УУД): осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Пред(УУД): показывает последовательность выполнения пейзажа по плану. |
6 |
Самостоятельная творческая работа учащихся Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания |
Выполнение работы в группах |
Учитель контролирует работу ученика |
Личн.(УУД): овладение приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Метапр.(УУД): овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа избы. Предм.(УУД): умеем видеть образ в создаваемых формах, фантазируем, представляем и создаем макет фасада избы. За 10 минут до звонка начинаем сборку избы. |
|
7 |
Подведение итогов |
Анализ работ |
Корректировка |
Группы по очереди представляют свои работы. Правильно ли составлена композиция? Насколько удачно декорированы элементы построек? |
Метапр.(УУД): осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Коммун.(УУД): регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Регул.(УУД): оценивают достигнутый результат. |
8 |
Рефлексия Заключительная беседа по вопросам |
Оценивают урок и свою работу |
Выставление оценок |
Мы с вами построили удивительные избы. А сейчас возвращаемся обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового интересного? Работали руками, нарисуйте свою руку и ответьте на вопросы: Мы узнали? Открыли для себя? Научились выполнять? Мы смогли похвалить своих одноклассников? И оценить себя? |
Познав.(УУД): устанавливают взаимосвязь между объемами приобретенных на уроке знаний, умений и навыков. Регул.(УУД): оценивают свою работу. |
© 2015, Подгорная Татьяна Викторовна 1984