СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вхождение Перми Вычегодской в состав московского государства. Походы за серебром.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание 1481 года.

Великому князю оставалось сделать последний шаг: провести описание земель и населения, вошедших в единое Московское государство. На бóльшей части Коми края такое описание было проведено в 1481 г. дьяком Иваном Гавриловым. Оно стало законодательным актом, окончательно закрепившим вхождение Коми края в Русское государство. Описание зафиксировало, что коми (пермяне) жили в то время на Вычегде (их селения начинались чуть выше устья Виляди и тянулись почти до устья Сысолы; самые низовья Вычегды к этому времени были уже обжиты русскими, русские жили и в Усть-Выми), Сысоле, Выми, Вишере, Вашке, Лузе, Виляди, Пинеге и верхней Каме. Верхняя Мезень, Летка и Вычегда (начиная с района, прилегавшего к устью Сысолы, и вверх по течению) не были заселены, но, вероятно, частично использовались в качестве промысловых угодий. О существовавших тогда населенных пунктах известно очень мало: уже были, кроме упоминавшихся ранее Усть-Выми и Вотчи, Турья ( о ней впервые упомянуто в документах в 1480 г.), д. Ыб на Выми, Оквад, Коквицы (1483 г.), Ужга, Вендинга, Пыелдино (1485 г.), Тыдор, Вездино, Важгорт, Княжпогост (1490 г.). Описание 1481 г. охватило основную часть территории, заселенной коми народом,  землю Пермь Вычегодскую (Вычегда, Вымь, Вишера, Удора, Сысола и верхняя Кама), которой управляли князья Вымские. Они ведали обороной края от внешних врагов, охраной порядка внутри края, сбором даней с местного населения, судопроизводством, возглавляли сформированные в крае военные отряды во время походов в другие регионы выполняли некоторые внешнеполитические функции (могли заключать от имени великого князя договоры с феодалами соседних регионов, в частности, с югорскими князьями). Власть их не распространялась на вотчину епископов Пермских, в которую входили Усть-Вымь, Оквад и Вожем. Князья Вымские имели в своем распоряжении штат чиновников – тиунов, доводчиков и приставов. Главным назначением тиуна был суд и сбор судебных пеней. При тиунах состояли доводчики – судебные исполнители, которые должны были производить судебное следствие по поручению судьи (тиуна), арестовывать преступников, допрашивать их и т.п. Тиуны и доводчики назначались князьями, но не могли освобождаться ими от должности ранее чем через год после назначения. Приставы несли полицейскую службу (охрана порядка), выполняли различные поручения князей и тиунов, связанные с разъездами по подчиненной им территории.

Отдельными частями Перми Вычегодской  Удорой, Вымью, Сысолой, Ужгой (в нее входили верхняя Сысола и верхняя Кама) и Вычегдой руководили «сотники волостные», избиравшиеся местным населением (князья Вымские не могли заменять сотников по своей воле). Сотники представляли население своих земель-волостей в сношениях с верховной властью, собирали с населения «кормы княжи и тивуновы и доводчиковы» и передавали их князьям Вымским. Вероятно, именно сотники и помогавшие им десятники (также, вероятно, выбиравшиеся местным населением) определяли порядок распределения среди жителей «даней государевых» и других сборов и пошлин и их сбора, а также выполнения различных повинностей. Возможно, сотники также возглавляли сформированные в землях-волостях военные отряды во время походов. Прилузье (Лузская Пермца) и Вилядь (Вилегодская Пермца) не входили в землю Пермь Вычегодскую, а находились в составе Устюжской земли. Населенные пермянами территории на Пинеге и Немьюге относились к Двинской земле. В это время у коми завершался распад родового строя. Вышеперечисленные районы соответствовали расселению территориально-племенных объединений (предшествовавших территориально-соседским общинам, объединявшим людей уже не по кровно-родственному признаку) древних коми  пермян удорских, вымских, нижневычегодских, вилегодских, лузских, пинежских, сысольских зырян (сырьян) и ужгинских сирян. С закреплением Коми края в составе Русского государства территория расселения коми народа перестала быть ареной разорительной для населения борьбы между княжествами, оказалась более надежно защищена от нападений соседских северо-восточных племен. Усилились связи между коми и русскими, шел взаимообмен опытом ведения хозяйства. С другой стороны, на плечи местного населения тяжелым бременем легли разнообразные налоги и повинности, взимание которых зачастую сопровождалось всяческими злоупотреблениями. Феодальное землевладение не получило большого распространения в Коми крае. Большинство жителей попало в категорию так называемых черносошных (позднее  государственных) крестьян, плативших дани (подати) государству. Единственным относительно крупным феодалом являлся епископ Пермский, в Усть-Вымской вотчине которого в 1490 г. насчитывалось 49 крестьянских дворов. Кроме этого, епископы Пермские владели также землями в Устюжской земле (на р. Вилядь). Увеличить свои владения епископы не могли: великий князь в грамоте 1485 г. запретил наместникам и «волостным людем большим» передавать (продавать, завещать, дарить) «волостных деревен, и рек, и озер, и иных угодий никоторых владыке и владычны слуге, и десятилником, и игумном, и попом… ни в закуп, ни по душе». В тех случаях, когда в руки епископов все же попадали волостные угодья, их возвращали назад в черносошные владения. Так, в 1490 г. Иван III «придал… земли, воды и угодия в тягло Вычегодской земле тем людем, у ково владыки те земли, и воды, и угодья поимали. А будет тех людей те земли и воды и угодья волости, а владыкам в те земли и воды и в угодья не вступатися». «Волостным людям» велено было вернуть епископу или епископским крестьянам полученную у них под залог угодий пушнину.

Вотчиной управлял, вероятно, назначаемый епископом «владычный слуга» (в середине 1480-х гг. им являлся Леваш), которому помогали «десятильники» (десятские). Крестьяне, жившие на принадлежавших епископу землях, выполняли различные повинности в его пользу. От великокняжеских даней, пошлин и повинностей епископские крестьяне освобождались. Не платили они и «кормов» князьям Вымским и их чиновникам. Епископ вершил суд в отношении своих крестьян «во всем, кроме душегубства» (т.е. кроме убийств, дела о которых рассматривали великокняжеские наместники и их представители). Более теплый (по сравнению с последующим временем) климат первых столетий II тысячелетия н.э. способствовал распространению на Севере и у народа коми, в частности, земледелия. В грамоте 1490 г. упоминаются «дворы владычны с пашнями и с пожнями» возле Усть-Вымского городка. Но земледелие в XV в. в Коми крае было развито еще довольно слабо. Животноводство, видимо, играло несколько большую роль в хозяйстве, чем земледелие; во всяком случае, пожни, т.е. сенокосные угодья, на которых заготавливался корм для скота, упоминаются в великокняжеских грамотах конца XV в. гораздо чаще, чем пашни. Некоторые дворы в Усть-Выми были «без пашни, а пожни к ним есть». Жители края занимались и ремеслом, но, вероятно, в основном, для удовлетворения собственных нужд в одежде, обуви, орудиях труда и утвари. В грамоте 1490 г. среди епископских крестьян назван один человек, возможно, занимавшийся ремеслом более основательно – «Игнат сапожник». Ведущее значение в хозяйстве местного населения имели охота и рыболовство. Поэтому «государевы дани» брались с охотничьих и рыболовных угодий («за соболи, и за белку, и за бобровые гоны, и за кречатьи садьбища, и за рыбные и звериные ловли»), и единицей обложения был не участок пашенной земли («соха»), как на Руси, а «лук». Размер дани с каждой земли (в зависимости от количества «луков», т.е. взрослых мужчин-охотников) был определен Иваном Гавриловым в 1481 г. – «с лука по соболю. А не буде соболь, ино за соболь осударю четыре гривна (40 копеек – Авт.)». Помимо выплаты «государевых даней», население Перми Вычегодской должно было содержать за свой счет и великокняжеских наместников, а также их администрацию (эта система называлась «кормлением»). Кроме того, великий князь пожаловал князьям Вымским во владение некоторые рыболовные угодья: «…против повоста Шеномскова (Шеном на нижней Вычегде – Авт.) по Вычегде два озера, да под Еренским городком озеро да курейка, да по Вычегде-ж повыше владычново городка в Юруме четыре курьи, да по Сысоле реке в повосте Пылде (Пыелдино – Авт.) два озера», строго оговорив при этом: «А в иных реках и озерах и угодьях волостных княщинам не быти и княжих ловцов и делавцов не засылати в никоторые». Определить численность населения Коми края в XV в. можно лишь предположительно. В жалованной грамоте Ивана III 1485 г. отмечено, что в земле Пермь Вычегодская насчитывалось 1716 «луков», т.е. взрослых мужчин. Существует методика, согласно которой для вычисления общего количества жителей число взрослых мужчин умножается на 4. Если воспользоваться ею, то численность населения составит около 6,9 тыс. чел. В это число входит и население верхней Камы и низовьев Вашки, относившихся в тот период к Перми Вычегодской. Если исключить их и добавить Прилузье, не входившее в Пермь Вычегодскую, то можно заключить, что всего в Коми крае в 80-х гг. XV в. предположительно проживало около шести с половиной  семи тысяч человек (коми и русских). На демографическое развитие отрицательное влияние оказывали эпидемии различных болезней, возможности борьбы с которыми в условиях неразвитости медицины были крайне ограничены. Так, в 1494 г. жителям Пермской земли «было добре тяжко вельми от болезни, от трясавицы и от огненые многие люди изомроша».

В XV в. началось формирование (на базе названных выше территориально-племенных объединений) большинства основных этнографических групп коми  частей народа коми, проживающих на определенной территории и отличающихся друг от друга своеобразными чертами некоторых элементов традиционной культуры (орнамента, хозяйственных занятий, одежды и др.): нижневычегодцев (эжватас), вымичей (емватас), прилузцев (пермяки, лузсаяс), сысольцев (сыктылсаяс), удорцев (удораса). Существенную роль в их формировании сыграли этнокультурные контакты между коми и другими народами (русскими, удмуртами, марийцами, вепсами и др.). Завершился этот процесс уже в последующих столетиях.

Присоединение к Русскому государству Печорского края.

Походы в Югру Закрепившись в землях коми, московские государи использовали Вычегодский край как базу для распространения своей власти на Печору. В низовьях реки, где кочевала самоядь (ненцы), издревле бывали новгородские, а затем московские данщики, но переход этого удаленного края под непосредственное управление великих князей стал возможным лишь в конце XV в. по окончании феодальных междуусобиц и укрепления центральной власти на Севере.

Вспомнив об успешном походе в Югру 1465 г., великий князь Иван III в 1483 г. послал на Печору и далее за Урал «на Югру на Обь Великую» рать во главе с князем Федором Курбским Черным и сыном боярским Иваном Салтык Травиным. В состав рати входили и жители Коми края  «вычегжаны, вымичи, сысолечи». Войско могло пройти через Пермь Вычегодскую и по Печоре либо через Пермь Великую (второй вариант, по мнению исследователей, более вероятен). Перевалив через горы, воеводы разгромили вогулов на р. Пелым: «На том бою убили устюжан 7 человек, а вогуличъ паде много», «князь вогульский Юмшан утекл со своим со всем». Затем рать двинулась «вниз по Тавде реке в Сибирскую землю», прошла до Иртыша и Оби, где воеводы «Великую землю Югорску воевали, князя их Молдана большово в полон вели, добра и полону взяли многие». В плен попали и два сына князя Емчихея. Московская рать понесла большой урон: «…померло вологжан много, а устюжане все вышли». О потерях среди ратников из Коми края в летописи ничего не говорится. 1 октября 1483 г. войско вернулось в Устюг. В 1484 г. в Москве велись переговоры между великим князем Московским и вогулами относительно дальнейших взаимоотношений между Югрой и Русью. В переговорах в качестве посредника участвовал епископ Пермский Филофей. Одну из делегаций вогулов, получившую «опас» (охранную грамоту) для князя Юмшана, сопровождал из Москвы «владычный слуга» Леваш. В 1485 г. вогульские князья Юмшан, Калба и Ломотко прибыли к Филофею в Усть-Вымь для продолжения переговоров. Филофей сопровождал их в Москву. Переговоры оказались успешными, и в том же году вогульские князья подписали близ Усть-Выми мир с князьями Вымскими Петром и Федором, представителем епископа Пермского Левашом и сотниками «Вычегодские земли пермскии» Сидором Онкудиновым, Алексеем Козаком, Киросом Устиновым и Семеном Микитиным. Вогулы «со злота воду пили» и обещали «лиха не мыслити, ни силы не чинити над пермские людие» и подчиняться великому князю. Договор, однако, оказался не крепок. Вогульские князья не очень-то стремились признавать верховную власть далекого московского князя, у которого к тому же опять возникли проблемы с мятежными вятчанами. Последние в 1486 г. дважды нападали на Устюг. Опасались их набега и жители Коми края: «Пермские люди в то лето сидели великим страхованием от вятчан»,  рассказывает летопись. Иван III вынужден был прислать сюда войско и держать его здесь до осени, чтобы «от вятчан устюжские и вычегодские месты беречи». Только в 1489 г. Иван III смог привести к покорности Вятскую землю, послав туда большие военные силы под началом Даниила Васильевича Щени и Григория Поплевы Морозова. В этом походе участвовал и отряд из Коми края («вычегжаны, вымичи, сысолечи»). В конце июня рать подступила к городку Котельнич; туда же подошел союзный отряд казанских татар. Были заняты все вятские городки, осажден Хлынов  центр Вятской земли. Вятчане сдались и присягнули на верность великому князю. Набеги на южные границы Коми края окончательно ушли в прошлое. Вероятно, в эти годы к Пермской епархии отошли вятские церкви (а в 1492 г. к ним добавились «церкви на Вологде да в Двинской волости», и епископ Филофей больше стал бывать в Вологде, чем в Усть-Выми). Покончив с Вяткой, Иван III вновь повернул свой взор к Печоре.

Этот регион привлекал внимание Москвы не только пушниной. Для чеканки монеты на Московском монетном дворе требовалось много серебра. На Руси месторождений последнего не имелось, так что приходилось использовать в качестве «лома» западноевропейские монеты. Между тем по крайней мере с 1213 г. имелись сведения о том, что серебро и медь есть на далекой северной речке Цильме. В 1490 г. Иван III обратился к императору Священной Римской империи Максимилиану с просьбой прислать ему горных мастеров, умеющих добывать золотую и серебряную руду и выплавлять из нее металл и после прибытия двух «немцев» (вероятно, итальянцев) «Ивана» и «Виктора» 26 марта 1491 г. отправил из Москвы на Цильму первую в истории российскую правительственную геологоразведочную экспедицию для поисков и разработки серебряной и медной руды. Руководили экспедицией «дети боярские» Андрей Петров и Василий Иванов Болтин. Рудоискатели добрались до Северной Двины, затем направились по Вычегде, Выми и ее притоку Тетере до Ухтинского волока, а далее по Ухте, Ижме и Печоре до Цильмы, прибыв туда к лету. Поиски на отрогах Тиманского кряжа увенчались успехом – 8 августа 1491 г. была найдена серебряная и медная руда на Цильме («не доходя Космы реки за полднища, а от Печеры реки за семь днищ»). Особенно значительным было месторождение меди: «.а места того, где нашли, на десяти верстах». Успех экспедиции был связан с тем, что в распоряжении ее участников, видимо, имелись какие-то сведения о рудных залежах; не исключено, что горные мастера ориентировались и на следы каких-либо старых выработок. В конце лета рудоискатели двинулись в обратный путь и 20 октября, преодолев путь в «полчетверты (три с половиной – Авт.) тысячи верст», вернулись в Москву. 1491 год принято считать началом горнометаллургического промысла в Московском государстве. В 1492 г. Иван III послал на Цильму вторую экспедицию  грека Иммануила Иллария (Мануила Иларьева или Ралева), Ивана Брюхо Кузьмина Коробьина и уже знакомых с местностью А.Петрова и В.И.Болтина. В состав экспедиции входили «мастеры из Италии» (они должны были «серебра делать и меди») и 240 русских рабочих с Северной Двины, Пинеги и Устюга («делавцы, кому руда копати»). А чтобы снабжать их продовольствием, определили еще «пермич, и вымич, и вычегжан, и усолич сто человек». На Цильме в 7 км выше впадения в нее р. Рудянки были заложены рудники, построены плавильные печи. Выплавленный металл по рекам и волокам отправляли в Вологду, а оттуда в Москву. Серебряные руды оказались, однако, слишком бедными для их разработки. О золотых месторождениях никаких достоверных данных не сохранилось, хотя, по некоторым данным, на Цильме добыли и какое-то количество золота, из которого, возможно, в 1497 г. была отчеканена монета с изображением Святого Николая, подаренная Иваном III своей дочери Феодосии. Если это сообщение соответствует действительности, тогда это была первая в истории России золотая монета, изготовленная из отечественного золота. Медные руды содержали до 50 % металла, но и добыча меди вскоре прекратилась – горно-геологические условия были сложными, очень трудно оказалось снабжать рудокопов и вывозить добытую руду (единственными путями сообщения были реки, населенных пунктов поблизости не было), да и сезон добычи был весьма короток. К тому же мешали налаживанию дела враждебные отношения печорской самояди и вогулов. Кроме того, с XV в. было известно о наличии нефти на р. Ухте. Двинская летопись сообщает, что жители региона используют добытую там нефть для лечения некоторых болезней и смазки осей телег.

В середине 90-х гг. Ивану III пришлось на время отвлечься от северо-восточных границ Московского государства и обратиться к северо-западным рубежам, которым угрожали скандинавы, стремившиеся укрепить свое влияние в Финляндии и Карелии. В июне 1496 г. войско под началом Ивана и Петра Ушатых было направлено в Каянскую землю и привело под власть великого князя обитателей селений, расположенных на берегах р. Лименги. В этом походе участвовали устюжане, важане, двиняне и пермяне, земли которых также, возможно, подвергались набегам скандинавов. Летопись сообщает, что «устюжане», «пермичи» и другие совершили удачный поход на шведские земли: «взяша три бусы (корабля) со всем на море, и полону приведоша», причем вернулись они в октябре «по здорову со всеми силами». Решающий шаг в присоединении Печоры к Русскому государству был сделан в 1499 г. Тогда «повелев князь великий Иван воеводам своим князю Петру Ушатому да князю Семену Курбскому да Василью Бражнику» с большим войском идти покорять Печору и усмирять отказывавшихся признавать великокняжескую власть вогулов. П.Ушатой «с вологжаны, двиняны, важаны» по Пинеге, Коле, Мезени и Пезе добрался до Цильмы и Печоры. Воины П.Ушатого, как сообщает летопись, «идучи самоядцов за великого князя привели». Затем в низовья Печоры прибыли другие русские дружины и отряд Петра и Федора Вымских («вычегжаны, вымичи, сысоличи 700 человек»). Здесь, близ современного г. Нарьян-Мара, «на Пусту» был построен укрепленный городок Пустозерск – первый город за Полярным кругом, ставший опорным пунктом Русского государства на крайнем Северо-Востоке Европы. Среди его строителей и первых обитателей были русские и коми. Проведя в Пустозерске осень, воеводы выступили за Урал против вогулов и «шедшу пеши зиму всю,.земли их воеваша». Во время зимнего похода 1499-1500 гг. погиб князь Петр Вымский, но в целом экспедиция оказалась успешной: «князей ослушников» взяли в плен и отвезли в Москву, а прочих вогулов заставили поклясться в верности великому князю и дать обещание не нападать на его подданных в Коми крае. С этого времени Печорский край вошел в состав Русского государства.

Пустозерский городок стал постепенно расти. В 1502 г. великий князь направил туда князя Федора Вымского  «правити на Пусте-озере волостью Печорою». В Вычегодском крае князья-наместники были ему уже не нужны, поскольку земли коми перестали быть «порубежными». Теперь нужно было укреплять новые северо-восточные рубежи. Вскоре, в 1505 г., расстался с должностью великопермского наместника и родственник Федора Вымского князь Матвей Михайлович.

12.04.2020 15:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП