СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основа эффективности воспитания и обучения младших школьников – учет их возрастных особенностей. Рациональный выбор средств, форм, методов и приемов обучения и воспитания, правильное построение учебно-воспитательного процесса в целом возможно лишь в соответствии с возрастными индивидуальными психофизиологическими особенностями, характерными для определенной группы обучающихся. Подтверждением этому является Государственный образовательный стандарт начального общего образования, в соответствии с п.7 которого прописано следующее: «Системно-деятельностный подход, положенный в основу Стандарта предполагает:.учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.».

Исходя из вышеописанного, далее следует остановиться более подробно на вопросе возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, которая представляет собой интеграцию концепций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, младший школьный возраст определяется в рамках от 7 до 11-12 лет, что соответствует годам обучения ребёнка в начальной школе.

С поступлением в начальную школу у ребенка меняется образ и стиль жизнедеятельности, а именно с появлением новой социальной роли преобразуется его психологический облик, младшему школьнику предъявляются новые требования за счет которых происходят изменения в общении со взрослыми и сверстниками, меняется ведущая деятельность.

Ребенок в этом возрасте активно включается в различные виды деятельности, однако ведущей становится учебная. Основу учебной деятельности младшего школьника в этот период формируют множественные процессы овладения обобщенными способами совершения учебных действий внутри образовательного процесса, и в тех сферах учебных и научных понятий, с которыми ребенок в этот период сталкивается и знакомится впервые в своей жизни. В результате данной деятельности появляются психические новообразования: произвольность психических процессов, личностная и интеллектуальная рефлексия.

Следует учитывать тот факт, что в период обучения в начальной школе у детей закладываются основы нравственного поведения, усваиваются моральные нормы, происходит формирование общественной направленности личности.

Н.Ф. Талызина в учебном пособии «Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников» отмечает, что у младших школьников продолжают развиваться основные познавательные процессы, а именно – мышление, речь, память, восприятие, воображение и другие.

Мышление в младшем школьном возрасте – преобладающая функция. В период 9-10 лет происходит преобразование наглядно-образного, основного в данном возрасте мышления, в словесно-логическое, понятийное. Одной из приоритетных задач для учителя начальных классов является обеспечение перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, учитывая то, что мышление ребенка в этот период находится на переломном этапе развития. Данный переход дает возможность обучающимся концентрироваться не только на внешних признаках объектов, но и на более значимых – внутренних, рассуждать понятиями.

Необходимо отметить, что формирование словесно-логического мышления опирается и на речь ребенка, развитие которой определяется потребностью в общении. У детей младшего школьного возраста увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, морфологическая система языка. В свою очередь, за речью перестраиваются другие познавательные процессы.

Касаемо развития памяти, ребенок, приступивший к обучению в школе, обладает механическим запоминанием, так как оно находится в зоне его актуального развития. Затем память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Кроме того, в младшем школьном возрасте приобретаются навыки использования приемов рационального запоминания. Объясняется это тем, что в учебной деятельности развивается долговременная, кратковременная и оперативная память.

При поступлении в школу, дети обладают острым зрением, слухом, различают форму и цвет предметов, но этих способностей восприятия недостаточно. На начальном этапе обучения восприятие происходит при помощи зрительного анализатора, что является одной из причин наличия наглядно-образного мышления в этом возрасте. В процессе учебной деятельности к зрительному восприятию присоединяется слуховое, которое в последующем станет более чувствительным к различным деталям преподносимой информации.

В начале обучения в школе внимание младших школьников в большей степени непроизвольное. Вследствие чего дети обычно обращают внимание лишь на внешние факторы, то есть на какие-то выделяющиеся признаки предмета или явления, а не на их суть. Исходя из этого, самоконтроль за учебной деятельностью на начальных этапах обучения вызывает затруднения у ребенка. Безусловно, внимание младшего школьника поначалу не обладает высокой устойчивостью, но при правильной организации учебной деятельности добиться положительных результатов можно к концу второго года обучения. В 9-10 лет начинает развиваться произвольное внимание, которое носит целенаправленный характер и не требует для реализации постоянных волевых усилий.

Исходя из вышесказанного, младший школьный возраст является сенситивным для развития познавательных процессов, что обусловлено потребностями самого школьника.

В то же время происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается баланс между процессами торможения и возбуждения, однако последние все же незначительно преобладают. Из-за чего для младших школьников характерны непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность и т.д.

В этом возрасте существенно преобразуются органы и ткани тела, что способствует повышению общей выносливости младшего школьника. Ранее указанные преобразования создают положительные анатомо-физиологические предпосылки для более эффективного выполнения учебной деятельности. Несмотря на повышение общей выносливости, она все же может носить относительный характер, поэтому младшим школьникам присуща высокая утомляемость. К примеру, приблизительно через полчаса после начала урока и после второго, работоспособность детей младшего школьного возраста заметно понижается. Факторами утомляемости в основном являются – усиленная интенсивность занятий, насыщенность учебного дня мероприятиями, пребывание в группе продленного дня. Изложенные факторы необходимо учитывать, при этом обращая внимание на импульсивность и эмоциональную возбудимость детей.

В следствие опережения развития мелких мышц крупными, младшие школьники проявляют успехи в выполнении точных, сильных и размашистых движений, что необходимо принимать к сведению при обучении первоклассников письму. Важно также иметь ввиду неравномерность анатомо-физиологического созревания школьников.

Однако, для каждого года обучения в начальной школе характерны свои преобразования в области возрастных особенностей школьников. Рассмотрим их подробнее.

Начало школьного обучения – переломный момент для каждого ребенка, который может определять его дальнейшую школьную жизнь, так как в этом возрасте дети проходят через определенный этап развития – кризис 7 лет.

Главная особенность, характерная для детей данного возраста – это первичное освоение роли обучающегося, которое происходит посредством принятия новых социальных ролей, обязанностей, требований, адаптации к новому коллективу и обучению в целом. Поступление в школу – сильный стресс для ребенка, многие дети испытывают на этом этапе беспокойство, тревожность, психологическое напряжение, раздражительность, у некоторых первоклассников могут обостриться хронические и возникать частые простудные заболевания, ухудшиться сон, аппетит, возможно периодическое повышение температуры.

Трудности адаптации ребенка к школе обусловлены особенностями психофизиологического развития и заключаются в том, что первоклассник обладает повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью и концентрацией, эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью.

Сложности возникают и при овладении ребенка письмом, работе с ножницами и мелкими деталями по причине того, что мелкая моторика рук недостаточно развита.

Важно отметить, что для концентрации учащемуся первого класса необходимо дополнительное стимулирование, так как его внимание неустойчиво, располагает небольшим объемом, плохо распределяемо.

По сравнению с непроизвольной, произвольная память у детей семи лет развита слабо, так как сами мыслительные операции недостаточно сформированы.

Мышление преимущественно наглядно-образное, в учебной деятельности требует опоры наглядный материал.

Поведение первоклассников нередко отличается неорганизованностью неестественностью, отсутствием дисциплины, склонностью к капризам и конфликтам, что является кризисным проявлением.

Таким образом, в первый год обучения младшего школьника родителям и педагогам следует найти такой подход к ребенку, который бы минимизировал кризисные проявления и ускорил его адаптацию к школе.

Второй год обучения характеризуется тем, что период школьной адаптации пройден и второклассник уже хорошо представляет дальнейшее обучение. Следует отметить и продолжающееся формирование мотивации к школе.

Познавательные процессы у второклассника преимущественно непроизвольны, однако в большинстве случаев он может проявлять усилия, сосредоточивать свое внимание в течение заданного времени, так как значение для него имеет конечный результат деятельности. К концу учебного дня, недели, четверти, либо после заболеваний устойчивость внимания младшего школьника имеет свойство снижаться.

У второклассников над всеми психическими процессами главенствует наглядно-образное мышление. Формирование словесно-логического и образного мышления в этот период только начинается.

В отличие от первоклассников, у учеников второго года обучения резко снижается самооценка, проявляется неуверенность в себе, самокритичность. Повышение критичности к себе возникает из-за появления оценок и возрастающей способности школьников нацеливаться на качество результатов труда, так как без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. Изложенное явление получило название «феномена вторых классов», широко рассматриваемое в работах А.В. Захаровой.

Возможны в этом возрасте конфликты со сверстниками, потому как у некоторых детей может наблюдаться стремление к лидерству, соперничество. Со временем у второклассников развивается способность к сотрудничеству в игровой и учебной деятельности: дети учатся договариваться между собой, уступать, распределять задания без помощи взрослых.

Вместе с тем, между вторым и третьим годами обучения в школе происходит скачок в интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста.

Третий год обучения – решающий в школьной жизни ребёнка, так как именно в этот период школьник начинает ответственно относится к учебной деятельности, интересоваться ею. В третьем классе у обучающихся формируются мыслительные операции, развивается мышление, что становится благоприятной предпосылкой для последующего развития и управления психическими процессами. Известный советский психолог, Д.Б. Эльконин подчеркивал эту особенность, говоря о ней следующим образом: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Основой самооценки ребенка становится мнение друзей и сверстников.

Анализ источников информации свидетельствует о том, что этот возраст отличается интенсивной двигательной активностью, обусловленной физиологическими особенностями третьеклассников: во время отдыха они компенсируют низкую физическую активность на уроках. К концу третьего класса у школьников формируется стремление выступать ведущими в различных играх и следить за процессом выполнения заданий.

Четвертый год в начальных классах является завершающим на первом этапе школьного обучения в формировании основных преобразований младшего школьного возраста: развивается произвольность познавательных процессов, более устойчивой становиться самооценка, появляется познавательная рефлексия и начинает развиваться личностная, что создает предпосылки для саморазвития.

У четвероклассников выделяется индивидуальный стиль в учебной деятельности, который отражается в работе на уроках, внеклассной деятельности и подготовке домашних заданий. Данное явление обусловлено тем, что у детей в этом возрасте различные индивидуально-типологические особенности, специфика познавательного развития, а также определяются склонности и интересы к изучению какого-либо из учебных предметов.

Общение между сверстниками становиться более зрелым, свободным и уравновешенным, расширяется его сущность. Отношения за пределами образовательного учреждения зависят от взаимных симпатий. Вместе с внешними изменениями в общении, наблюдается содержательная внутренняя перестройка – появляются новые темы и мотивы общения. Сознание четвероклассника в это время определяет систему его нравственных норм, которой он следует либо же пытается следовать в большинстве случаев.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является наиболее ответственным периодом школьного детства, этапом значимых преобразований в психофизиологическом развитии ребенка. Изменения в этом возрасте связаны с характером ведущей деятельности и являются фундаментом, определяющим дальнейшие года обучения.

Первостепенная задача педагогов и родителей в работе с младшими школьниками — создать благоприятные условия для раскрытия возможностей детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальности каждого из них.

03.05.2023 18:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП