СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Введение ФГОС на уроках русского языка: проблемы и перспективы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знанивая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Я бы хотела вас познакомить с основными этапами, требованиями, критериями, показателями современного урока русского языка в условиях введения ФГОС.

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

(американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм).

Шесть основных этапов современного урока русского языка в условиях введения ФГОС

  1. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  3. осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  4. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  5. взаимопроверка, взаимоконтроль;
  6. рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

Василий Александрович Сухомлинский

(Выдающийся советский педагог, директор Павлышской сельской средней школы.).

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером.

Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. (дифференцированный подход)
  7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока:

  1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)
    1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.
    2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно) (диаграмма)
    3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.
    4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.
  2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.
    1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.
    2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.
    3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.
    4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)
    5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.
  3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
    1. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)
    2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
    3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)
    4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
  4. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
    1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).
    2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
    3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
    4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
    5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов - это проблемно – диалогический урок.

Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:

  1. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
  2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
  3. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
  4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
  5. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Пример Технологической карты урока русского языка в 6 классе.

Учитель, начинающий реализовывать ФГОС в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, работающего по ФГОС, то можно увидеть ряд отличий:

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

Этапы урока открытия новых знаний

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».

Галина Анатольевна Цукерман

(доктор психологических наук, член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология», профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, Москва.)

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Хочу, могу, надо

Что значит уметь учиться?

Ориентация на методическое правило:

«Ни одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!»

Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах.

На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».

.

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

Кластер

Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».

Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:

  1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
  2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
  3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила составления:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн на тему Спасибо

  1. спасибо
  2. сердечное, душевное
  3. желаем, выражаем, говорим
  4. вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
  5. Спаси Бог!

Требования к учителю

  1. Учитель четко и точно формулирует задания, потому что потом учитель их не повторяет.
  2. Не даёт новые задания ученикам в готовом виде.
  3. Не повторяет задания два раза.
  4. Не комментирует и не исправляет ответы, предлагая это сделать самим ученикам (таким образом достигается взаимоконтроль).
  5. Не повторяет то, что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть более внимательными на уроке).
  6. Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
  7. Подбирает комплексные задания.

Проблемы по внедрению ФГОС

В части материально-технического обеспечения:

  • оснащение мультимедийным оборудованием все классы;
  • недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые;
  • электронные учебные пособия для эффективной организации УВП (учебно-воспитательный процесс) в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.

В части информационно-методического обеспечения:

  • требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

В части оценочной деятельности и диагностики:

  • влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ(дошкольное образовательное учреждение); личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;
  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
  • проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.

Таким образом,

  • Современный урок направлен на формирование и развитие УУД (универсальные учебные действия);
  • на достижение личностных результатов;
  • Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
  • Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
  • Проектировать пути их реализации;
  • Контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его отношение к УП (учебный план), его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

01.11.2015 15:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП