СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей – логопатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей – логопатов

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения речи. Возрастает не только число таких детей, но и тяжесть речевых нарушений. В дошкольной образовательной организации наблюдается рост неговорящих детей младшего дошкольного возраста, рост с общим недоразвитие речи разного уровня, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также с заиканием. Это показывает необходимость и актуальность логопедической работы.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» указано, что одной важных задач педагогических работников, в том числе учителей-логопедов, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного и гармоничного развития ребенка.

Успех коррекцинно-развивающей деятельности учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации зависит от активного и осознанного участия родителей (законных представителей) воспитанников ДОО в данной работе. Инициатива такого рода сотрудничества должна исходить в первую очередь от учителя-логопеда.

Список задач совместной деятельности достаточно широк, необходимо:

  • сформировать комфортную и доверительную общую образовательно-воспитательную среду;
  • доступно и исчерпывающе разъяснить родителям значимость и методику речевой коррекции;
  • добиться активного и правильного участия родителей в воспитании ребенка;
  • объяснить необходимость закрепления успехов, достигнутых на занятиях;
  • снабдить необходимыми для этих целей педагогическими инструментами и обеспечить средствами связи.

В научной психолого-педагогический литературе выделяют коллективную и индивидуальную работу с родителями.

Важнейшим инструментом выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей являются родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.

Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи.

Информационные листки и брошюры. Их основная задача заключается в конкретизации поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы.

Нельзя упускать из виду современные технологии, которые также являются эффективным методом взаимодействия с родителями, к таковым относятся средства сети Интернет, что позволяет сделать просветительскую деятельность среди родительской общественности наиболее продуктивной.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) может осуществляться при помощи сети Интернет посредством блогов, сайтов, электронной почты. Интернет шагает по планете, и логопеды могут найти маленькое, удобное пространство в среде Интернета для своих образовательных потребностей.

Наиболее эффективными являются следующие средства передачи информации: блог (личный сайт) учителя-логопеда, электронная почта, мессенджеры.

Блог или личный сайт учителя-логопеда является достаточно эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей. Он позволяет давать визуальные рекомендации родителям по организации домашней работы (артикуляционная гимнастика, речевые и пальчиковые игры, упражнения, приемы и средства) с детьми. Это необходимо для того, чтобы как можно нагляднее и точнее передать все особенности, тонкости коррекционно-развивающей логопедической работы. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос учителю-логопеду и получить своевременный ответ. Также в блоге учитель-логопед может размещать фото- и видеоматериалы с занятий по развитию речи и индивидуальной коррекционно-развивающей работы, информацию о развитии речи детей в онтогенезе, о причинах нарушения речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков и др. Таким образом, при помощи блогов родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях ДОО, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на интересующие вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

Электронная почта является средством индивидуального заочного консультирования, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации по речевому развитию детей-логопатов. Также учитель-логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок не может посещать ДОО по каким-либо причинам.

Использование различных мессенджеров может облегчить работу по взаимодействию учителя-логопеда и родителей (законных представителей). Они помогают в индивидуальном консультировании родителей по интересующим их вопросам в режиме онлайн (в обмене мгновенными сообщениями), делать рассылку приглашений на консультации, родительские собрания и т.д.

Формы работы с родителями с применением информационных технологий и сети Интернет, в настоящий момент, являются наиболее эффективными, так как соответствуют требованиям современных родителей. Также они отвечают следующим требованиям и принципам работы общедоступность, экономия времени, удобство в использовании, конфиденциальность.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда дошкольной образовательной организации и родительской общественности детей-логопатов является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной деятельности. Существуют традиционные и современные технологии взаимодействия, которые являются наиболее предпочтительными для родителей.

Используемая литература:

  1. Боровик М. И., Карасева Н. О. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 431-433. — URL https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 05.03.2018).
  2. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012 г.
  3. Самофеева Н.П. Информационно-коммуникационные технологии в сфере социального партнерства с родителями в области развития речи детей дошкольного возраста // Слагаемые педагогической практики. – 2017. URL https://emc21.ru/wp-content/uploads/2017/03/Statya-Samofeeva.pdf (дата обращения: 05.03.2018).
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 21.12.12. М.: Проспект, 2014. 160 с.
  5. Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 75-78.
21.08.2018 20:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП