СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей – логопатов
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения речи. Возрастает не только число таких детей, но и тяжесть речевых нарушений. В дошкольной образовательной организации наблюдается рост неговорящих детей младшего дошкольного возраста, рост с общим недоразвитие речи разного уровня, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также с заиканием. Это показывает необходимость и актуальность логопедической работы.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» указано, что одной важных задач педагогических работников, в том числе учителей-логопедов, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного и гармоничного развития ребенка.
Успех коррекцинно-развивающей деятельности учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации зависит от активного и осознанного участия родителей (законных представителей) воспитанников ДОО в данной работе. Инициатива такого рода сотрудничества должна исходить в первую очередь от учителя-логопеда.
Список задач совместной деятельности достаточно широк, необходимо:
В научной психолого-педагогический литературе выделяют коллективную и индивидуальную работу с родителями.
Важнейшим инструментом выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей являются родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.
Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи.
Информационные листки и брошюры. Их основная задача заключается в конкретизации поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы.
Нельзя упускать из виду современные технологии, которые также являются эффективным методом взаимодействия с родителями, к таковым относятся средства сети Интернет, что позволяет сделать просветительскую деятельность среди родительской общественности наиболее продуктивной.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) может осуществляться при помощи сети Интернет посредством блогов, сайтов, электронной почты. Интернет шагает по планете, и логопеды могут найти маленькое, удобное пространство в среде Интернета для своих образовательных потребностей.
Наиболее эффективными являются следующие средства передачи информации: блог (личный сайт) учителя-логопеда, электронная почта, мессенджеры.
Блог или личный сайт учителя-логопеда является достаточно эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей. Он позволяет давать визуальные рекомендации родителям по организации домашней работы (артикуляционная гимнастика, речевые и пальчиковые игры, упражнения, приемы и средства) с детьми. Это необходимо для того, чтобы как можно нагляднее и точнее передать все особенности, тонкости коррекционно-развивающей логопедической работы. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос учителю-логопеду и получить своевременный ответ. Также в блоге учитель-логопед может размещать фото- и видеоматериалы с занятий по развитию речи и индивидуальной коррекционно-развивающей работы, информацию о развитии речи детей в онтогенезе, о причинах нарушения речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков и др. Таким образом, при помощи блогов родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях ДОО, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на интересующие вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.
Электронная почта является средством индивидуального заочного консультирования, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации по речевому развитию детей-логопатов. Также учитель-логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок не может посещать ДОО по каким-либо причинам.
Использование различных мессенджеров может облегчить работу по взаимодействию учителя-логопеда и родителей (законных представителей). Они помогают в индивидуальном консультировании родителей по интересующим их вопросам в режиме онлайн (в обмене мгновенными сообщениями), делать рассылку приглашений на консультации, родительские собрания и т.д.
Формы работы с родителями с применением информационных технологий и сети Интернет, в настоящий момент, являются наиболее эффективными, так как соответствуют требованиям современных родителей. Также они отвечают следующим требованиям и принципам работы общедоступность, экономия времени, удобство в использовании, конфиденциальность.
Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда дошкольной образовательной организации и родительской общественности детей-логопатов является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной деятельности. Существуют традиционные и современные технологии взаимодействия, которые являются наиболее предпочтительными для родителей.
Используемая литература:
© 2018, Малкерова Юлия Петровна 847