СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачем нужно изучать историю?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде, чем ответить на вынесенный в заголовок вопрос, определимся, что называть историей. История – слово древнегреческого происхождения, переводится “рассказ о прошлом”. Оно обозначает гуманитарную науку, изучающую прошлое значительной группы людей – города, этноса, общества, группы этносов, группы обществ, расы или всего человечества – во всём его конкретности и многообразии. Хотя в некоторых случаях изучение истории возможно через изучение прошлого отдельной личности. Например, если это исторический деятель, то историк не обойдётся без знания его биографии. Другой пример: сейчас в Украине появляется тенденция изучения истории страны (в основном речь идёт об истории XX века) через изучение биографии отдельного – известного или нет – человека. Если не ошибаюсь, тенденция эта идёт с Запада. Её логика гласит: изучать историю народа, общества, общественной страты, человечества без изучения жизни отдельного человека – бессмысленно, поскольку общество, человечество и т.д. состоит из отдельных людей. Если игнорировать этих отдельных людей, даже если это – рядовые люди (тема “маленького человека” есть в литературе, почему б ей не быть в истории), то историк получит не реальность, а какую-то “среднюю температуру по палате”. В данном случае, “палата” - всё те же общество или его страта и т.д.

Действительно, какой смысл изучать то, что было много лет, десятилетий, и, тем более – веков назад? Нужны ли вообще знания истории современному человеку, особенно “человеку массы”? (Взято мною в кавычки как термин испанского философа ХХ века Хосе Ортеги-и-Гассета).Зачем народу знать историю, если прошлое этого же народа запечатлено в существующих в массовом сознании представлениях ( место тех или ных деятелей в тех или иных событиях, путаница в понятиях "предатель родины", "нацисть" , "националист" и т.д.), а прошлое иного народа этот народ якобы не касается?

Для начала подчеркну, что ошибочные представления, приведённые в скобочках, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО соответствуют искренним убеждениям людей, живущих в нашей стране, эти представления не выдуманы мной. Некоторые заблуждения столь распространены, что не нуждаются в ссылках на источники, а некоторые из них я год назад слышал из уст своих сверстников, от которых, к сожалению, зависит будущее страны.

Теперь постараюсь ответить на вопрос. Первая цель изучения любой науки – познавательная. И история здесь не исключение. Знание истины, пусть и не приносящее практической пользы, важно само по себе. Лучше знать истину, чем ложь. Соответственно, одна из причин изучения и популяризации истории состоит в том, чтобы все неисторики осознали, что суждения, приведённые в скобках и подобные им, являются ложными.

Знание истории способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. История развивает гибкость ума, пытается уберечь нас от ошибок, которые совершали наши прадеды и которые мы повторяем сегодня. Можно согласиться с римским оратором I века о нашей эры Марком Туллием Цицероном в том, что “история есть учитель жизни”.

Многие науки приносили и приносят, помимо знания, практическую пользу. Историческое знание, пусть и не всякое, тоже имеет практическую пользу. Какую именно – зависит от того, о какой именно истории идёт речь. Например, практическая польза изучения истории человечества состоит в необходимости чётко осознать путь, пройденный человечеством от антропогенеза до “борьбы с международным терроризмом”. Только поняв, откуда и как человечество пришло к своему современному состоянию, можно ставить планы, задачи на будущее с учетом огромного опыта.

 Можно в дальнейшем много рассуждать и приводить различне факты и доводы в ползу изучение историии или нет, но факт остается фактом , и процетирую знаменитое выражение "Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего" и к нему можно добавить несколько дополненийй, сделанные различными научными и культурными деятелями:

1. Американский философ Джордж Сантаяна: ".. обречен пережить его снова".

2. Михаил Ломоносов " ....историю народа может знать только представитель народа, а чужой пришлый человек ее знать не может"

Категория: История
21.01.2015 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП