СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Материал предоставлен для ГАОУ ДПО ИРО РБ
Проект на тему «Игра как часть учебного процесса»
ИГРА-УРОК «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»
(сокращённый вариант)
Подготовил Асхадуллин И.И.
Учитель географии (первая квалификационная категория)
МБОУ СОШ №110 ГО г. Уфы
Игровая часть развивающегося обучения направлена, прежде всего, на творческий аспект учебной деятельности в рамках ФГОС среди учащихся 5-6 классов.
Дети знакомятся с темой, как «Глобус и карта». Проводится перечень вопросов по теме (т.е., ставится проблема урока, цели и задачи – примечание). Задаётся традиционный тип вопросов для закрепления темы (устно или письменно).
И здесь преподаватель предлагает в виде игры учащимся, как позволит детское воображение, нарисовать карту НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО материка, острова, государства самому. Т.е., подвигнуть учащегося к самостоятельной работе, но творческого содержания. Это не контрольная работа. Она носит игровую, но в то же время познавательную, досугово-развлекательную и учебную функции.
Несколько слов об игровом процессе, как части системно-деятельностного подхода.
Игра – прежде всего сотворчество. Что это значит?
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.
Значит, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением и заложением основ предметной деятельности учащихся («карта – второй язык географии» и этим всё сказано).
Дети есть дети, и с ними НАДО ИГРАТЬ!
Итак, учащиеся сами рисуют карты любых размеров и форм (можно рисовать индивидуально, можно в группе – примечание), сопровождая обозначением карт любых объектов.
Подобную работу можно проводить и с учащимися среднего звена (7-9 классов), но уже с повышенным уровнем сложности (указание градусной сети, сторон горизонта, масштаба и т.д.).
Именно объекты (моря, горы, полезные ископаемые и прочее) наносятся на карту с учётом, прежде всего, географических знаний.
Главное – не мешать учащемуся в работе, а направлять его фантазию, зрительную память, творческое воображение, в нужный «вектор» деятельности.
Работа должна носить сугубо творческий (креативный – примечание) характер, поэтому такая карта составляется по желанию. И ТОЛЬКО!
Альтернативой заданию по карте можно считать задание по составлению плана местности, но тоже с вымышленными населёнными пунктами (что тоже не ново – примечание), но с обязательным проставлением номенклатуры в виде условных знаков.
Заданий, что по карте, что по плану местности можно придумать очень много. К примеру, учащийся может сам составить безопасный маршрут какой нибудь «увлекательной экспедиции доктора Айболита». Да мало ли что можно ещё придумать?
Конечно, можно услышать в ответ что-то вроде «Знаем, плавали. Только вот куда фантазия доведёт учащегося?»
Что здесь скажешь? Циолковского тоже считали в лучшем случае фантазёром. Только в итоге «чудачества» вышеупомянутого учёного не помешали как раз стать нашему государству космической державой №1! Так вот.
Какие результатов мы хотим добиться?
Таким своеобразным образовательным «выстрелом» мы можем «убить несколько зайцев»:
1. Закрепляем тему у учащихся;
2. Проводим познавательную (и не только) деятельность;
3. Развиваем в ребёнке творческий «ингредиент»;
4. Формируем картографические принципы географии;
5. Получаем в виде данной работы рефлексию;
6. Даём возможность вариативности задания (получаем ту же УДД – примечание);
7. Даём возможность учащемуся учиться и играть.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
© 2015, Асхадуллин Ильсур Ильясович 189