СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети будущего

Нажмите, чтобы узнать подробности

У Антона Семёновича отсутствовал стандартный подход к воспитанникам. К каждому он подходил сугубо индивидуально, учитывая все особенности характера воспитанника. И в каждом случае Антону Семёновичу удавалось найти тот заветный золотой ключик, которым можно было открыть это сердце. (с) А.Г. Явлинский, воспитанник А.С. Макаренко, педагог

Почему педагогика Макаренко перестала быть актуальной? Сложный вопрос. У нее много очевидных недостатков, начиная от агрессивной военизированной модели воспитания и кончая приматом коллектива над личностью. Рассчитана она в первую очередь на мальчиков 10-17 лет, малышей и девочек у Макаренко было немного. И тем не менее система давала бесспорные результаты, социализируя практически всех сирот, попавших в систему. А ведь воспитанники ему доставались прошедшие сквозь ад гражданской войны, беспризорщины и голода, потерявшие близких, вынужденные попрошайничать, воровать, грабить, некоторые – и убивать.

О депривации и расстройствах личности у детей, лишенных родительского тепла, тогда еще не знали, но скорее всего встречались и такие личности. И тем не менее в колониях Макаренко удалось победить дедовщину и эксплуатацию малышей старшими, там не было сексуального насилия и всеобщего разврата несмотря на совместное воспитание подростков обоего пола.

Учителя и наставники становились «пацанам» родителями, заменяя погибших. Настоящими отцами-защитниками и любящими мамами – именно этого зачастую не хватает в казенном доме, где учитель не может просто обнять ребенка – запрещено уставом. Воспитатели-мужчины позволяли мальчишкам бегать босиком, проказничать и даже драться на кулачках – пацаны есть пацаны, они не могут быть идеальными. А женщины дарили заботу и тепло, залечивали раны войн и скитаний. В воспитании ребенка любого пола одинаково важны роль матери и отца, иначе личность не сможет гармонично развиться.

Воспитанники выходили из колоний не сиротками с искалеченной психикой, неспособными жить самостоятельно, как большинство наших детдомовцев. У всех была профессия, все умели позаботиться о себе, знали цену деньгам, многие получили высшее образование. Знаменитостей среди них не оказалось, зато были Герой Советского Союза, генерал, полковник, несколько орденоносцев, Народный артист УССР, художники, инженеры, врачи, педагоги. Более ста воспитанников Макаренко погибли на фронтах Великой Отечественной. Антон Семенович воспитал их настоящими людьми, гражданами и патриотами. Как ему это удалось?

1. Семейное воспитание. Колония одна большая семья, которая дружно идет к светлому будущему. Воспитанники – братья и сестры друг другу, их любят как родных и учат как родных, старшие опекают младших. Братство способствовало целомудрию, к девочкам относились бережно и «романы» в колонии не практиковали.

2. Труд на общее благо. С первых дней воспитанники заняты производительным трудом, результаты которого носят, едят и используют. И за труд им положены деньги – небольшие, но настоящие, которыми можно распоряжаться по своему усмотрению.

3. Режим и ритуалы. Для детей очень важна предсказуемость происходящего, она стабилизирует психику, гасит тревожность и создает уверенность в завтрашнем дне. С утра – горн и подъем флага, вечером линейка. За проступок – совет командиров. За победу – награда от него же. И никаких несправедливостей.

4. Человеческое достоинство. Воспитанник в колонии – не дефективный, не бесправное существо. Вокруг него чистота и красота, его жизнь подчинена распорядку, но при этом он сам ей распоряжается, выбирает, чему будет учиться, чем заниматься, как спланирует свободное время. Из сироты растят человека, достойного уважения, перед которым открыто светлое будущее.

5. Метод естественных последствий. «Украл, испортил – второй выдачи не будет». Дети на своем опыте видят и понимают, к чему приводят те или иные их поступки, даже если удастся уклониться от наказания.

6. Обратная связь. Все значимые решения коллектива не только воплощаются в жизнь, но и обсуждаются постфактум – что было удачно, что не очень, что сработало, что не получилось и почему. Вырабатывается культура дискуссии и причинно-следственная связь.

7. Раскрытие потенциала. Макаренко и его учителя стремились найти в каждом «пацане» особенный талант и дать ему возможность реализоваться. Воспитанники выпускали школьную газету, рисовали, готовили, играли в театре, занимались в кружках, осваивали различные профессии на производстве. И проходили через школу совета командиров – каждый воспитанник тренировал лидерские качества, руководя группой товарищей.

8. Ответственность и самоуправление. Воспитанники Макаренко сами обеспечивали существование коммуны и сами распределяли полученный доход. Сообща решали, что важнее – пошить новую форму, купить станки для цеха или билеты в театр. Также сообща принимали все важные решения, и педагоги не могли отменить решение коллектива. Каждый воспитанник отвечал за себя и за товарищей по отряду.

9. Физические нагрузки. Закаливание, плавание, турпоходы, строевая подготовка, спорт, ежедневная зарядка и трудовые обязанности помогали детям выплеснуть негативные эмоции через тело, окрепнуть, укрепить волю и стабилизировать психику. «В здоровом теле здоровый дух».

10. Близость к природе. Работы в поле и саду, рейды в лес за дровами и ягодами, горные походы, отдых на морском побережье, уход за домашними животными и домашними питомцами – лучшие лекарства для души.

11. Прощание с прошлым. Воспитанники знали – неважно, кем ты был до прихода в колонию, какие преступления совершал, в чем согрешил. Семья принимает тебя обновленным, никто никогда не помянет прошлые ошибки. И если ты споткнулся и отбыл наказание, никто не станет упрекать проступком.

12. Светлое будущее. Воспитанники регулярно общались с выпускниками – студентами рабфаков и вузов, успешными людьми. Видели, как они живут – честно, трезво, энергично, с полной самоотдачей. И верили, что их будущее станет таким же перспективным – достаточно приложить усилия.

Методы (и в особенности наказания) которыми пользовался Макаренко сейчас во многом устарели. И такая практика как бойкот, например, считается насилием, а не воспитанием. И официальное разрешение курить (которое, к слову, отучало воспитанников от вредной привычки) в школе вряд ли дадут. Но колесо есть колесо – хоть в телеге, хоть в автомобиле. И рабочие принципы можно легко адаптировать к современной среде.

  • Относиться к личности ребенка с уважением, без пресмыкательства или обесценивания.
  • Отказаться от насилия, унижения и манипуляций в воспитании.
  • Обеспечить ребенку здоровый коллектив, необязательно школьный – кружок по интересам, спортивную команду, выездной лагерь.
  • Доверить ему ответственность за свои поступки и результаты.
  • Предоставить самому выбирать род занятий, увлечения и профессию.
  • Дать возможность продуктивно трудиться и зарабатывать реальные деньги.
  • Вывозить на природу, обеспечить контакт с животными и растениями.
  • Научить о ком-то заботиться – хоть о кошке или рыбке, хоть о пожилом родственнике или младшем брате.
  • На своем примере ввести в практику трезвость, спорт, походы, физические нагрузки.
  • Делить с детьми культурный досуг, обсуждать книги, спектакли, фильмы и выставки.
  • Избегать изобилия незаслуженных благ, добываемых без труда.
  • Обеспечить приоритет реальной самостоятельной жизни.

«Но ведь они же дети!» возмутятся родители и педагоги. Разве станут они сами делать домашние задания, прибирать в комнате, выгуливать собаку? Как они могут заработать деньги? Как обойдутся без модной одежды, гаджетов и развлечений? Куда поступят, если не принуждать?

Куда захотят. Наши дети – точно такие же дети, как те, кто в 10-15 лет сражался на фронтах Великой Отечественной, тушил «зажигалки» на крышах и надрывался на военных заводах.

Наши дети и по сей день совершают подвиги, научные открытия и победы в спорте, спасают сверстников из пожаров и наводнений. Систему хостелов в России придумал и запустил 14летний парень, 16летний программист заработал миллион на приложении для знакомств, 15летний – изобрел устройство для диагностики рака. О золотых медалистках в фигурном катании и гимнастике можно даже не упоминать.

Вызвавшая волну возмущения Грета Тунберг – духовная наследница Кати Лычевой, Саманты Смит и десятков других мальчиков и девочек, которые не побоялись прийти к сильным мира сего и сказать «мы хотим мира!». Дети способны добиваться результата, совершать поступки и делать выбор не хуже, чем взрослые. И нет преступления хуже, чем отнимать у них эти права.

Давайте доверять детям, как Макаренко доверял своим ученикам. Давайте позволим им быть свободными и отвечать за свою свободу. И тогда они вырастут настоящими, честными, заслуживающими уважения людьми!

Биография А.С. Макаренко

Категория: Всем учителям
24.03.2020 01:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!