СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детям про времена года

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://disk.yandex.ru/i/hXjug84Uv7BPuQ

Помните то время, когда родители рассказывали вам про времена года? Вряд ли. Ведь кажется, что мы это знали всегда. Теперь такая же задача стоит и перед вами: как научить ребенка временам года таким образом, чтобы он это понял и запомнил на всю жизнь?

Но перед тем как приступить к знакомству с сезонами стоит подготовиться, поскольку простая на первый взгляд тема на практике оказывается достаточно сложной, у малыша возникает много вопросов, да и весь рассказанный вами материал стоит закреплять играми и упражнениями, несколько примеров которых вы найдете в этой статье.

В каком возрасте начинать учить времена года?

Конечно, крохе даже с грудного возраста можно рассказывать о временах года, и, возможно, эта информация где-то и отложится на подсознательном уровне, да и просто полезно вести диалоги с грудничками, развивая их слуховое восприятие.

Но для осознанного понимания эту тему стоит затронуть в возрасте 18-24 месяцев. При этом важно не выгрузить на малыша все имеющиеся у вас знания, а начинать постепенно вводить такие понятия, как “тепло” и “холодно”, “пасмурно” и “солнечно”, “дождливо и сухо”.

Оговаривайте погоду перед выходом на прогулку и когда вы одеваете малыша — рассказывайте, почему сейчас нужно обуть резиновые сапожки, а не сандалии, зачем нужна шапочка и т. п. Простые фразы: «Наденем варежки, чтобы ручки не замерзли», «Намажем щечки, чтобы мороз не покусал», «Возьмем с собой кепку/шляпку, чтобы носик не сгорел» имеют свою ассоциативную силу, которая заложит фундамент для лучшего понимания погодных условий. И, уже используя эту информацию, можно рассказывать ребенку о временах года.

Если в 18-24 месяца вы не успели рассказать малышу о временах года, важно не упустить этот момент в возрасте 3-4 лет. Но в таком случае первые этапы введения в беседы о погоде стоит пройти как можно скорее, а далее приступить уже к более информативным рассказам, позволяющим четко разграничивать сезоны и выявлять отличия между ними.

Как учить времена года с детьми?

Как уже говорилось, начиная с полутора-двух лет, можно рассказывать ребенку о смене времен года. Начните с простого, например, с ассоциаций: зимой — снег; весной он тает и прилетают птицы; летом — фрукты, ягоды и море; осенью желтые листья и птицы улетают на юг.

Для ознакомления можно не только рассказывать, но и:

  1. Показывать картинки в книгах, карточках, раскрасках. Среди широкого ассортимента печатной продукции представлено множество ярких красочных экземпляров, на которых не только изображены времена года, но есть и развивающие задания, упражнения. Для малышей будут интересны книжечки о временах года с «окошками», для детей постарше увлекательными станут лабиринты, раскраски.
  2. Рисовать, лепить, клеить. Заранее подберите сюжет, обговорите с ребенком, что он хочет сделать. Если малыш в чем-то ошибается, объясните ему, например, почему зимой нельзя нарисовать лебедя или летом — снеговика.
  3. Смотреть развивающие мультфильмы для детей. Среди популярного образовательного контента выпуски о временах года можно найти в таких мультсериалах как «Три кота», «Малышарики», «Свинка Пеппа», «Деревяшки», «Кукутики», «Школа Ми-ми-мишек — Окружающий мир» и в других.
  4. Отгадывать загадки про времена года, которые помогут ребенку быстро запомнить названия и характерные признаки четырех сезонов.

Дети в возрасте 5-6 лет уже должны знать названия времен года и их признаки и уметь отличать одно от другого. Да и сам процесс смены сезонов они могли наблюдать не единожды собственными глазами. Но останавливаться на обучении не стоит. В этом возрасте можно:

  1. Показать карту климатических поясов и рассказать, что погода не во всем мире одинаковая.
  2. Привести примеры и показать картинки стран и мест на планете, где круглый год только лето или только зима.
  3. Рассказать о том, что в теплых странах растут апельсины, а в холодной тундре — хвойные леса. Можно также привести примеры с животными и объяснить, что кенгуру на Чукотке будет не комфортно так же, как и белому медведю — в Сахаре.
  4. Кроме того, при изучении времен года можно затронуть еще одну важную тему — рассказать ребенку, что такое время, и научить определять по часам.

Как объяснить ребенку смену времен года?

Вот мы и подошли плавно к самому принципу мироздания. Шутка! Конечно, начинать историю с «Большого взрыва» не стоит, но объяснить ребенку, о том, что собой представляет планета Земляи Солнечная система — придется, иначе вряд ли получится рассказать, каким образом сменяются времена года и почему в определенных местах явного изменения погоды не происходит.

Итак, рассказ можно начать с того, что Земля вращается вокруг большой и горячей звезды — Солнца. Благодаря случайному совпадению, планета находится от Солнца на таком расстоянии, что вода на ней не испаряется от высокой температуры и не замерзает из-за низкой, то есть на «идеальном расстоянии» для создания жизни.

Земля, как и все планеты Солнечной системы за счет силы гравитации вращается вокруг Солнца по орбите. Орбита — это как дорога для планеты — у каждой она своя, поэтому планеты никогда не пересекаются. Дорога вокруг Солнца не круглая, а имеет вытянутую форму, как овал или правильно говоря «эллипс». Один такой «овал» Земля проходит ровно за 365 дней — то есть год.

Но помимо обращения вокруг Солнца, наша планета вращается и вокруг воображаемой оси (линии, проходящей через Северный и Южный полюса). Если бы ось Земли располагалась под прямым углом к орбите Земли, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковыми. Но эта ось наклонена по отношению к Солнцу (на 23°27′). В результате чего Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении. Это положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена в одну точку — на Полярную звезду.

Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают прямо, Солнце жарче и у нас наступает весна, а потом и лето. Если же лучи Солнца попадают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее, и у нас наступает зима.

Возможно, у малыша возникнет вопрос: «Если Земля находится в похожем положении во время весны и осени, почему нет тогда только одной весны?». Здесь стоит рассказать о том, что природа подстроилась под движение планеты и перед наступлением холодов она «засыпает» и это можно понять по:

  • желтеющим и опадающим листьям, так как тепла и света становится меньше, а для того, чтобы все было зеленым, нужно много яркого солнышка;
  • животные уходят в спячку, так как под снегом тяжело найти еду, да и холодно, а птички улетают туда, где тепло и много насекомых;
  • световой день становится короче.

В то же время, чувствуя потепление, природа просыпается:

  • увеличивается длина светового дня;
  • начинают летать насекомые, которые особо чутко воспринимают смену температуры;
  • на деревьях набухают почки и появляются первые цветочки;
  • прилетают птицы.

Также стоит упомянуть, что смена времен года заметна не в каждом уголке Земли. Например, в Антарктиде и на Северном полюсе всегда лежит снег, так как тепло туда плохо доходит из-за наклона земной оси. В то же время на экваторе всегда жарко, потому что эта часть принимает больше всех солнечных лучей.

Признаки времен года для детей

Также стоит рассказать ребенку и о том, что в каждом времени года есть по три месяца, которым характерны определенные изменения, погода, и отмечаются некоторые любимые всеми праздники. Перед первым классом дошкольник уже должен знать последовательность времен года и называть все 12 месяцев.

Зима

Начнем с самого холодного времени года — зимы и ее месяцев.

1. Декабрь

Хотя календарь у нас начинается с января, все же первым зимним месяцем является декабрь. В это время родители одевают детей в теплую одежду и обувь. Все стараются запастись перчатками, ведь во время катания на санках или игр в снежки они быстро намокают. А еще в декабре приходит Новый год, дома ставят елку, украшают ее игрушками и детям дарят много подарков и сладостей. 21 декабря самая длинная ночь и короткий день, после чего он начинает понемногу прибавляться.

2. Январь

Первый календарный месяц в году. В январе выпадает много снега, а значит, птицам, которые остались зимовать на Родине, нечего кушать. В это время их можно прикармливать крошками, а для синичек вешать кусочек сала. Когда светит солнышко, снег на крыше подтаивает и образуются красивые прозрачные сосульки

3. Февраль

Последний зимний месяц характерен сильными морозами и метелями. Из-за низкой температуры многие водоемы замерзают так сильно, что на них можно кататься на коньках.

Весна

Весной приходит долгожданное тепло, тает снег, природа оживает, а дни становятся длиннее.

1. Март

Это первый весенний месяц. Солнечные лучи начинают греть теплее, снег постепенно тает, а под ним показываются первые цветы — подснежники. Ночи становятся короче, а дни — длиннее. 8 марта отмечают Международный женский день. На этот праздник всем мамам и девочкам принято дарить подарки, конфеты и цветы. А еще 20 марта считается необычным днем, так как именно в эту дату Земля занимает такое положение на своей орбите, что продолжительность дня и ночи — одинаковая.

2. Апрель

Солнышко пригревает все сильнее и сильнее, а значит, в некоторые теплые деньки можно прогуляться даже без шапки. Дни уже достаточно длинные, чтобы вечерние прогулки заканчивались позже. В этом месяце распускается много цветов, трава зеленеет, на деревьях успевают вырасти листочки. В апреле просыпаются муравьи, начинают порхать бабочки и другие ранние насекомые.

3. Май

Последний весенний месяц. Для многих он ассоциируется даже с летом, потому что дни длинные, темнеет поздно и заканчивается учебный год в школах. В мае люди носят уже не теплую одежду, но и до футболок еще не раздеваются. Этот месяц изобилен дождями, что хорошо для природы и зелени. Но после дождика часто появляется солнышко, которое быстро все высушивает. В парках расцветает много сирени, а еще май считается самым «музыкальным» месяцем в году, потому что просыпаются лягушки и птицы поют даже по ночам!

Лето

Лето — самое жаркое и любимое многими детьми время года.

1. Июнь

Первый месяц лета и летних каникул. Дети отдыхают, ездят на моря. На улице тепло и можно ходить в легкой одежде, но обязательно закрывать голову от теплых солнечных лучей. В июне просыпаются светлячки, начинают «играть» кузнечики и сверчки. А еще 21 июня наступает самый длинный день и самая короткая ночь.

2. Июль

Июль считается самым жарким в году. В этом месяце у большинства птиц появляется потомство. Поспевают первые фрукты и ягоды

3. Август

Последний месяц лета не такой жаркий, как предыдущий, и ночи уже становятся длиннее. В садах дозревают фрукты, на полях начинают собирать первые урожаи: семечку, кукурузу, пшеницу и т. п., вечерами может быть прохладнее, а потому нужно брать с собой кофту. В августе животные начинают заготавливать запасы на зиму.

Осень

Осень — часто пасмурное и дождливое время года, но в то же время — самое яркое и богатое на разноцветные краски.

1. Сентябрь

Первый день осени считается Днем знаний. В это время дети идут в школу и там узнают много нового и полезного. Вечера становятся холоднее, и 22 сентября день приравнивается к ночи. После этой даты ночь будет становиться длиннее, вплоть до 21 декабря. В сентябре часто идут дожди, утром и вечером прохладно, а днем бывает жарко, как летом. В лесу появляется много грибов, а на полях собирают урожай картофеля, свеклы и других овощей.

2. Октябрь

В этом месяце погода может смениться несколько раз за день. Листья на деревьях желтеют и опадают, становится прохладно, и из шкафа родители достают демисезонные куртки. Перелетные птицы в конце октября улетают на юг, а животные заканчивают свои приготовления к зимней спячке.

3. Ноябрь

Этот месяц считается самым хмурым — небо закрыто тяжелыми тучами, днем часто бывает ветер, а в конце ноября может быть мороз и даже выпасть снег. На деревьях уже нет листвы, и природа полностью засыпает, готовясь к приходу зимы.

Игры и упражнения для запоминания времен года

Лучше всего выучить и запомнить времена года ребенку помогут веселые игры и упражнения, которые легко проводить в домашних условиях.

1. Предметы и сезоны

Найдите 4 красочные картинки формата не менее А4, характерные каждому времени года, и соответствующие предметы. Например:

  • лето: солнечные очки, крем от солнца, кепка;
  • весна: резиновые сапоги (снег тает — много луж), цветочек, так как весной все расцветает;
  • осень: дождевик, зонтик, засушенный желтый листик, картофель (урожай);
  • зима: варежки, шапка, елочная игрушка.

Можно придумать свои предметы, главное, чтобы они правильно ассоциировались с сезоном.

Суть игры: взрослый выдает малышу предметы, а он должен их правильно разложить по картинкам.

2. Какому времени года соответствуют предметы на картинке?

На рисунке изображены предметы одежды, спортивный инвентарь и другие вещи, которые мы используем в определенное время года. Задача ребенка — определить, к какому сезону относится каждый предмет.

3. Учим стихи про времена года

Зима

Снег идет, мороз трещит –

Вьюги не боимся!

Лепим мы снеговика,

В саночки садимся!

Весна

За зимой пришла весна, и теплее стало,

Снег растаял и исчез, как и не бывало!

Лето

Летом бабочки порхают,

И цветочки расцветают!

Будем плавать, загорать,

И в песочнице играть!

Осень

Деревья оделись в красивый наряд,

Настанет вот-вот золотой листопад,

Настала пора собирать урожай,

И птицам пора улетать в теплый край!

4. Покажи время года

Игра, похожая на первую, только более подвижная.

Родителям нужно подготовить похожий набор предметов, соответствующих каждому времени года, и доставать по одному, показывая малышу. Ребенок на каждый предмет должен совершать определенные действия:

  • весна — наклоняется над землей, имитируя сбор цветочков;
  • лето — двигает руками, как будто плывет;
  • осень — колышет ручкам над головой, имитируя сильный ветер;
  • зима — ходит по кругу, как в хороводе вокруг елки.

5. Какое время года изображено на картинке?

Это задание позволит закрепить в памяти ребенка признаки времен года. Какой сезон изображен на каждом рисунке?

6. Одеваемся на прогулку

Подготовьте 4 набора одежды:

  • лето: плавки/юбку и солнечные очки, также можно надуть круг;
  • осень: дождевик и зонтик;
  • зима: шапка и шарфик;
  • весна: резиновые сапоги и корзину для цветов (можно пищевой контейнер с ручкой).

Далее, говорите такую фразу:

«Утром очень рано встали,

? выйдем погулять,

Что мы будем надевать?»

Вместо «?» подставляете название времени года, и малыш после фразы должен одеться в соответствующий набор.

7. Барсучок

Игра-ассоциация, где ребенок показывает маленького барсучка, который в разное время года совершает определенные действия:

  • осенью роет норку и заготавливает еду на зиму;
  • зимой спит;
  • весной пробуждается ото сна;
  • летом играет, бегает и веселится.

Под каждый сезон ребенку необходимо совершать конкретные действия:

  • осень — имитирует, как что-то роет и собирает;
  • зима — складывает две ручки ладошками друг к другу, кладёт их между шеей и ушком и закрывает глазки;
  • весна — потягивается;
  • лето — прыгает и хлопает в ладоши.

Сезоны можно показывать на примере предметов, картинок или просто называть.

И напоследок…

Дети очень любознательны в каждом возрасте, а потому подготовиться к изучению времен года родителям стоит заранее, чтобы, когда у крохи начнут возникать первые вопросы, взрослый мог правильно на них ответить, привести примеры, показать эти явления в природе и после закрепить все играми и упражнениями.

09.04.2022 18:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!