СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог культур при изучении народного и декоративно-прикладного искусства тюменского региона

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДИАЛОГ КУЛЬТУР ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА

Тельминова Оксана Александровна,

МАОУ СОШ №5 города Тюмени

Ни один народ не может существовать и развиваться изолированно от своих соседей. Контакты между народами всегда были мощным стимулом исторического процесса. Диалог культур - это межэтнические, межнациональные контакты. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования.

Понимая важность культурного образования, и учитывая необходимость включения диалога культур в учебный процесс, народное и декоративно-прикладное искусство в урочной деятельности реализуется в учебных предметах изобразительное искусство и технология.

Мы используем несколько приемов включения краеведческого материала в урок:

1. Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.

2. Краеведческая конкретизация.

3. Краеведческое дополнение основных вопросов.

4. Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.

Прежде чем использовать местный материал в учебном содержании, мы определяем его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце её изучения.

Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях одной культуры от другой, их взаимовлиянии на развитие региона и страны.

При знакомстве с краеведческим материалом на уроках изобразительного искусства и технологии учащиеся сознательно овладевают необходимыми навыками и изучают вещи разных школ народного мастерства, что приводит к умению создавать художественный образ вещи на основе повтора, вариации, импровизации, к умению выразить своё собственное отношение к искусству и действительности.

Так в рамках знакомства с народным искусством русского населения рассматриваются традиции в украшении деревянной архитектуры. Учащиеся анализируют традиционные для Западной Сибири избы или дома, на основе повтора разрабатывают стилизованные оконные наличники в техниках «картонография», «пластилинография», на основе вариации выполняют эскизы традиционного убранства русской избы. Ребята на основе повтора разрабатывают стилизованные эскизы тканых ковров с учётом традиций ткачества тюменских ковровщиц, создают стилизованные эскизы вышитых полотенец с учётом традиций в вышивке пришлого населения тюменского региона (украинцев, белорусов, литовцев, поляков и т.д.). Школьники, знакомясь с тобольским косторезным промыслом, с опорой на импровизацию выполняют стилизованные модели из адаптированного материала, передавая пропорции, форму, строение, динамику и статику фигуры.

В процессе знакомства с народным искусством коренного населения характеризуется национальное искусство коренных жителей тюменского региона: ханты, манси, ненцы и селькупы. Учащиеся при знакомстве с традиционным орнаментом бисерных украшениях ханты разрабатывают на основе вариации стилизованный эскиз орнаментированной полосы с использованием традиционных мотивов для данного населения элементов орнамента. Осваивая технологию изготовления и способы украшения берестяных коробок школьники, опираясь на импровизацию, выполняют стилизованные модели коробок и коробов с использованием традиционных орнаментальных узоров ханты.

При освоении народного искусства сибирских татар, обучающиеся на основе повтора разрабатывают стилизованные эскизы головных уборов и обуви, учитывая особенности традиционного декора элементов татарского костюма.

Таким образом, изучение народного и декоративно-прикладного искусства, основанное на диалоге культур на уроках изобразительного искусства и технологии позволяет, прежде всего, освоить учащимся огромный мир духовного опыта народа, позволяет формировать общекультурный интеллект личности, позволяет воспитывать определённую культуру восприятия материального, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.

Опыт показывает, что изучение краеведческого материала, построенное на диалоге культур на уроках изобразительного искусства и технологии:

  1. позволяет использовать чувственное восприятие. С чувственной ступени, то есть с ощущений и восприятий, процесс познания поднимается на уровень абстрактного, логического мышления;
  2. знакомит учащихся с методами и приемами научного познания, а именно – сравнением, анализом, синтезом, обобщением абстракцией, индукцией, дедукцией;
  3. способствует приближению ценностей содержания образования к системе жизненных ценностей ученика. Происходит снижение внутренних конфликтов, возникающих из-за того, что студент обязан усваивать то, что он важным не считает, поэтому не может усваивать;
  4. позволяет молодому человеку почувствовать себя частью великого целого, научиться уважать свой народ, его прошлое и настоящее, заботиться о его будущем.

Поэтому в результате диалога культур формируются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Категория: ИЗО
08.12.2018 16:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!