СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал, направленный на закрепление речеведческих понятий и развития речи 5-7 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст 1. Прочтите текст. Озаглавьте его Старый учитель жил один. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: «Наши мамы прислали нас помочь вам по хозяйству» Учитель попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку, которая стояла в саду. Около неё были сложены лейки и ведра. Один из мальчиков взял большое железное ведро и побежал к колодцу. Другой выбрал маленькое игрушечное ведёрко и не спеша пошёл за товарищем. Когда кадка была наполнена, ребята вошли в дом. Учитель поблагодарил их, потом поставил на стол глиняный кувшин и стакан с мёдом. «Отнесите этот мёд своим матерям. Пусть каждый из вас возьмёт то, что заслужил», - сказал учитель. (По В. Осеевой) З а д а н и я для учащихся: - Какова основная мысль текста? - Какую проблему поднял автор в данном тексте? - Какова идея текста? - Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение. - Какой тип речи использовал автор? - Похож ли данный текст на басню? Чем? - В какой части текста заключена мораль? Прочитайте эту фразу. - Знаком ли вам такой приём, как контраст? Что это такое? - Встречаются ли в тексте специальные слова, с помощью которых автор хотел показать контраст (антонимы)? - В каких прочитанных произведениях он встречается? - Использовал ли автор данный приём в тексте? В каком месте? Для чего? - Сколько частей (микротем) в тексте? - Составьте простой план текста. - Подготовьте попунктный пересказ текста. - Есть ли в данном тексте слова, которые вам непонятны? - Обратите внимание, что кадка – это деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами. - Повторите пунктуацию в предложениях с прямой речью, сложных предложениях, предложениях с однородными членами. - Напишите подробное изложение по данному тексту. - В данном тексте автор использовал такой приём, как открытый финал. Как вы думаете, что это такое? - Представьте себе, что у вас есть возможность закончить текст. Что бы вы написали в конце? - Как вы думаете, чему учит данный текст? - В начальных предложениях текста (2,3) есть речевой повтор. (Речевой повтор – это повтор одного слова или однокоренных слов в одном или соседнем предложениях). Как можно его избежать? При написании изложения постарайтесь не допускать речевых повторов. Текст 2. Прочтите текст. Глаза Ну-ка, закрой глаза и попробуй пройти из одной комнаты в другую Обязательно ударишься или уронишь что-нибудь. Плохо без глаз, но бывает, что и без них жить можно. В тёмных, глубоких пещерах живут совсем безглазые жуки, раки и рыбы. А у крота и есть глаза, но видит он ими очень плохо. Да и чего ему под землёй разглядывать, где всегда темным- темно! Некоторые люди и животные, например, кашалоты, совы и мыши, видят всё вокруг не цветным, а чёрно-белым. А вот черепаха видит всё только зелёным, как салат. Много удивительных глаз на свете. Лягушкины глаза видят только то, что движется. Коршун с громадной высоты разглядит на земле маленького цыплёнка. А по глазам иного человека можно сразу узнать, правду он говорит или нет. (Г.Юдин) З а д а н и я для учащихся: - Какова основная мысль текста? В какой фразе она заключена? Прочтите её. - Где в данном тексте находится тезис? - Сколько аргументов приводит автор, чтобы доказать свою точку зрения? - Какой вывод делает автор? Прочтите его. - Какие изобразительные средства использует автор данного текста? - Найдите в данном тексте сравнения.(Вспомните основные признаки сравнения: использование сравнительных союзов как, будто, словно, точно) - Вспомните основные признаки противопоставления (антитезы): наличие союзов а, но, однако, зато, хотя, антонимов. Найдите в тексте антитезу. С помощью чего она выражена? - На сколько логических частей вы бы разделили текст? - Составьте простой план текста. - Перескажите текст подробно. - Каким стилем написан текст: научным, художественным, публицистическим? Обоснуйте свой выбор. - Обращали ли вы внимание на глаза людей? Согласны ли вы с утверждением, что «глаза – зеркало души» - Часто ли художники слова описывают в своих произведениях глаза персонажей? Для чего они это делают? - Вспомните художественные произведения, где бы автор использовал такой приём. - Рассмотрите портреты И.Глазунова. Опишите глаза любого героя. - Составьте устный рассказ о глазах своего соседа по парте, мамы, бабушки, учителя. Какие эпитеты вы будете использовать в своём рассказе? Эпитет – образное, красочное определение. - Напишите изложение по предложенному тексту. - Напишите заключительную часть текста самостоятельно. Порассуждайте о том, прав ли автор. Приведите свои примеры и доказательства собственной точки зрения. - Используя материал данного текста, напишите сочинение «Глаза». Текст 3 Прочтите текст. Косточка Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Они ему очень нравились, и мальчик хотел их съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, что одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали:»Нет». Ваня покраснел и сказал, что не ел. Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их съесть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь» Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». Все засмеялись, а Ваня заплакал. (По Л. Н.Толстому) З а д а н и я для учащихся: - Данный текст Л.Н.Толстой поместил в азбуку, которую написал специально для крестьянских детишек, учившихся в его школе в имении Ясная Поляна. Как вы думаете, с какой целью он это сделал? - Какова основная мысль текста? Есть ли фраза, в которой выражена основная мысль? - Какую проблему поднимает автор в данном тексте? - Какой тип речи использовал автор? (повествование, рассуждение или описание) - Сколько смысловых частей (микротем) в данном тексте? Аргументируйте свой ответ. – Составьте простой план текста. - Подготовьте устный попунктный пересказ текста. – Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? Примечание: горница (устар.) – комната в доме или чистая половина крестьянской избы. - Какое качество человека в поле зрения автора? - Оказывались ли вы в подобных ситуациях? - Представьте, что у вас есть возможность поговорить с мальчиком Ваней или написать ему письмо. Что бы вы ему сказали или написали? Варианты творческих заданий: Выберите одно задание на выбор 1. Напишите подробное изложение по данному тексту. В заключительной части выразите своё отношение к поступку Вани. 2. Напишите сочинение на тему «Честность». В своей работе можете использовать материал из данного текста. 3. Составьте небольшой поучительный текст, который можно было бы включить в азбуку для малышей. Постарайтесь, чтобы он был написан понятным языком, с полным соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Какую букву вы хотели бы выбрать? Почему? Какое качество человека описывал бы этот текст? Почему вам кажется, что об этом должны знать дети? Текст 4 Прочтите текст. Варежки Пришла зима. Я купил перчатки, аккуратные кожаные перчатки на меху. Каждый палец, как ребёнок-баловень, лежит, словно в люльке. Я радовался удачной покупке. Но это продолжалось недолго. Когда ударил настоящий мороз, перчатки меня подвели. Несмотря на их меховое нутро, мёрзли пальцы. Мне не хотелось самому признаться, что такие красивые перчатки не греют. Я терпел и молчал. Зима тянулась долго. И я снял свои чудесные перчатки и решил купить варежки., обыкновенные, не элегантные, а просто вязаные. В них рукам тепло. Я подумал, что в изящных кожаных перчатках мои пальцы жили раздельно, они были беспомощны, им трудно было бороться с холодом. Собранные вместе, они стали силой, они помогали друг другу греться. Они не побоялись ни злых ветров, ни жгучих морозов. (М.Разумный) З а д а н и я для учащихся: - Понравился ли вам текст? - Как вы думаете, он о перчатках? - Разумный – настоящая фамилия автора? - Какова основная мысль текста? - Какой тип речи использовал автор? (повествование, рассуждение или описание?) - Существует древняя легенда о том, как однажды старик призвал к себе сыновей. Он выдернул из веника по прутику, дал каждому сыну и попросил сломать прутик. Сыновья легко справились с заданием. Тогда отец дал сыновьям веник и попросил сломать его, однако сыновья не смогли этого сделать. После этого он изрёк: «Вот так и с людьми. Только вместе вы сильны». - Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между текстом М.Разумного и данной легендой? - К чему автор хотел нас призвать? - Сколько логических частей в данном тексте? - Подготовьте пересказ текста по предложенному плану: 1. Пришла зима. 2. Удачная покупка. 3. Проверка морозами. 4. Не элегантно, но тепло. 5. Вместе – теплее. - Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор данного текста? По каким признакам их можно найти? - В литературоведении существует такой жанр, как притча. Она объясняет на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или нравственную проблему на простых жизненных примерах. - Можно ли утверждать, что данный текст написан в жанре притчи? Аргументируйте свой ответ. - Были ли в вашей жизни случаи, подобные тому, который описал М.Разумный? - Напишите подробное изложение по данному тексту, используя план. - В заключении сделайте вывод об идее текста. -Напишите сочинение по теме: «Вместе мы сила!» При желании можете использовать материал текста «Варежки» и легенды, приведённой выше.
Категория: Русский язык
18.03.2015 14:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!