СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети в Интернете: взвесим вред и пользу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из газеты "Вечерний Екатеринбург" 22 ноября 2014

Автор Надежда БАЯНДИНА

Дети в Интернете: взвесим вред и пользу

Школьников 12—17 лет недавно спросили: «Кого (или что) вы бы взяли с собой на необитаемый остров?» (выбрать можно было несколько вариантов одновременно). Результаты обрадовали: 69% процентов хотели бы провести время в компании с близкими и столько же — в обществе компьютера с выходом в Интернет. Организаторы анкетирования (Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ) прогнозировали, что Сеть перевесит…

Пропасть между детьми и родителями была всегда. Но в отношении потребления интернет-услуг она просто огромна! По результатам последних исследований, около 90% юных россиян выходят в Сеть ежедневно (среди родителей детей 12-17 лет это показатель равен 50%). При этом каждый второй ребёнок активно пользуется мобильным Интернетом, который практически невозможно контролировать.

«Цифровые аборигены» — так окрестил детей, рождённых в эпоху развития информационных технологий и с раннего возраста использующих устройства с выходом в Интернет, американский педагог и общественный деятель Марк ПРЕНСКИ в начале 2000-х. Чем же они отличаются от нас, «цифровых иммигрантов», вынужденных осваивать информационные технологии в уже сознательном возрасте? Нуждаются ли в нашей защите? А если да, то в какой? Ответы на эти вопросы педагоги Екатеринбурга получили во время Всероссийской научно-практической конференции «Цифровое детство: социализация и безопасность», прошедшей на базе экологического отделения Дворца молодёжи (ул. Ясная, 5) 20 ноября.

Другие

По словам столичного гостя конференции, руководителя Фонда Развития Интернет, профессора факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галины СОЛДАТОВОЙ, дети, рождённые в эпоху технологий и Интернета, — другие. Изменения претерпели даже их высшие психические функции. В частности, «цифровые аборигены» запоминают не столько содержание источника информации, сколько путь к нему. Память становится неглубокой и короткой. А мышление — клиповым, предполагающим переработку информации короткими порциями. Фактически мы переживаем сегодня важнейший момент в нашей интеллектуальной истории — момент перехода от одной модели мышления — линейной, к другой — сетевой, построенной на визуальных образах.

Концентрировать внимание на чём-то одном современным детям тоже тяжелее, чем взрослым.

— Если раньше почти все школьники были способны удерживать внимание на уроке в течение 40 минут и это считалось нормой, сегодня на такую сосредоточенность способны лишь единицы, — отмечает Галина Владимировна. — Менее телесным становится восприятие мира вплоть до притупления некоторых чувств, например запахов или звуков, и боязни прикосновений.

Есть, однако, у «цифровых аборигенов» и преимущества перед «иммигрантами». В частности, это касается феномена многозадачности: современные дети легко делают несколько дел одновременно: общаются в чате, занимаются поиском в Сети, скачивают фильм, слушают музыку и т. д. Народная мудрость про двух зайцев для них неактуальна. Большинство представителей старших поколений может эффективно заниматься, как правило, только одним видом деятельности. В возрасте после 50 лет многозадачность вообще затруднена.

Весьма положительно влияет Интернет и на желание творить: «цифровые аборигены» активно разрабатывают сайты, делают фильмы, создают в онлайн-играх целые миры…

Поскольку в Сети не существует такой вещи, как внешность, возможность подружиться получают сегодня даже те дети, которым трудно общаться лично. Каждый может найти в Интернете товарища по интересам.

— Взгляд на проблему влияния Сети на подрастающее поколение не может быть однозначным, — резюмирует Галина Солдатова. — И это хорошо видно на примере участия детей в компьютерных играх. Согласно одним исследованиям, игры могут вызвать зависимость, особенно у слабовольных личностей: последним очень сложно покинуть виртуальный мир. Другие исследования, напротив, подтверждают положительное влияние некоторых игр на развитие личности: дети-игроманы, вырастая, обнаруживают целый ряд качеств, которые делают их успешными в современном обществе, в частности, нацеленность на победу и умение работать в команде.

То есть детям определенно БЫТЬ в Интернете. Но… не везде.

Не спешите ругать

Специалисты выделяют 4 категории интернет-опасностей, подстерегающих юное поколение. И если, к примеру, покупка в Сети некачественного товара (пример потребительских рисков) или открытие файла, содержащего компьютерный вирус (относится к техническим рискам) не грозят здоровью и жизни несовершеннолетнего, столкновение с контентными или коммуникационными рисками может обернуться трагедией…

Интернет недаром называют большой «помойкой»: в Сеть стекается самая разная информация, в том числе совершенно не предназначенная для детских ушей или глаз.

По словам старшего научного сотрудника Института стратегических исследований в образовании, кандидата психологических наук Владимира ШЛЯПНИКОВА, каждый четвёртый ребёнок сталкивался в Интернете с материалами, вызвавшими у него чувство неловкости, огорчения и прочие негативные эмоции. К опасным, кстати, относится не только ненавистнический и порно-контент, информация о способах совершения самоубийства или обмен опытом по употреблению наркотиков. В последнее время вред здоровью и развитию наших детей причиняют также материалы… о способах чрезмерного похудения.

Владимир Николаевич подчеркнул, что распространители опасной для несовершеннолетних информации нередко прибегают к различным уловкам по завлечению потребителей, а посему, застав своего отпрыска за просмотром запрещённого контента, не спешите его ругать.

— Важно понимать, из-за чего произошла встреча ребёнка с нежелательными материалами: из-за того, что он целенаправленно полез на «взрослый» сайт или это случайное столкновение. Но каким бы ни был ответ, запугивания и запреты лучше оставить при себе, — предостерегает Владимир Шляпников. — Частично решить проблему можно путём настройки на компьютере или мобильном устройстве параметров безопасного поиска.

Жертвы и агрессоры

Цифровое общество диктует свои правила. Наверное, у каждого школьника есть сегодня страничка в той или иной соцсети, а может, даже в нескольких. А значит, каждый может стать жертвой кибербуллинга, груминга и других видов коммуникационных рисков, связанных с общением в Интернете.

Кибербуллинг — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию и сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Агрессорами, как правило, тоже выступают дети. Они могут оставлять комментарии негативного характера на странице жертвы, а могут создавать открытые группы, призывающие к травле конкретного человека. Владимир Шляпников привёл пример такой группы под названием «Движение «Кто ненавидит Жанну Серебрякову (имя и фамилия пользователя изменены. — Прим. авт.)» На главной странице — фото жертвы и призыв при встрече бить несчастную Жанну бутылками по голове.

Опасность состоит в том, что взрослые (в том числе педагоги) могут даже не подозревать о проблеме, ведь у жертвы интернет-травли нет ни синяков, ни царапин. Итог же может быть очень плачевным: попытка суицида и смерть. По России таких данных нет, но в других странах регулярно выкладывают информацию о жертвах кибербуллинга, покончивших жизнь самоубийством. В США, например, много шума наделала в своё время смерть школьницы Меган МАЙЕР, травлю которой организовала в Сети… мать её школьной подруги.

На линию помощи «Дети онлайн», организованную для консультирования по вопросам безопасности детей в Интернете, приходят сообщения и от жертв груминга (общение между взрослым и ребёнком с целью установления более близких отношений для сексуальной эксплуатации несовершеннолетнего. — Прим. авт.) Схема такая: незнакомец просится к ребёнку (обычно к девочке) в друзья, начинает с ней активно переписываться, потом просит выслать фото (с каждым разом всё более откровенное), затем предлагает раздеться на камеру… А после начинает шантажировать свою жертву этими фото- и видеоматериалами, угрожая в случае отказа (от дальнейших раздеваний на камеру или от личной встречи) разослать компромат родителям и друзьям.

Главный способ защиты от коммуникационных рисков, по мнению специалиста, — доверительные отношения между ребёнком и его родителями. Чем выше уровень доверия, тем больше шансов, что жертва расскажет о своей проблеме.

— Когда это случится, успокойте ребёнка, помогите восстановить ход событий, понять причину произошедшего и предложите решение проблемы, — советует Владимир Николаевич. — В случае с кибербуллингом этим решением может стать блокирование агрессивных пользователей, в том числе с помощью администрации ресурса.

В завершение выступления докладчик подчеркнул, что все подводные камни обойти невозможно. Но если у ребёнка сформированы собственные фильтры, то есть внутреннее понимание того, что хорошо, а что плохо (чему он опять же должен быть обязан родителям), отсечение потенциально опасного будет происходить на автомате.

Памятка родителям

Как защитить ребёнка…

…от груминга

Расскажите ребёнку о необходимости дозировать персональную информацию (некоторые дети выкладывают в соцсети даже номера мобильных), объясните, чем может быть чревато добавление незнакомца в друзья, переписка с ним, пересылка фото и видео.

…от кибербуллинга

Объясните ребёнку необходимость соблюдения правил общения в Сети: тот, кто негативно высказался в чей-то адрес, рискует получить ответное оскорбление. Ограничьте доступ к профилю и к персональной информации, блокируйте агрессивных пользователей, в случае киберагрессии обратитесь к администрации ресурса, а в случае угрозы жизни и здоровью — в полицию.

…от негативного контента

Сообщайте о сайтах, содержащих опасную информацию, в Единый реестр запрещённых сайтов.

Обратитесь к провайдеру с просьбой обеспечить контентную фильтрацию.

Установите программу «родительского контроля».

Используйте настройки безопасности на сайтах и браузерах.

…от риска стать жертвой вирусной атаки или онлайн-мошенничества

Используйте лицензионное программное обеспечение.

Установите программу антивирусной защиты на все устройства.

Регулярно обновляйте операционную систему, браузер и антивирус и делайте резервные копии ваших данных.

Научите ребёнка не переходить по незнакомым ссылкам, не открывать незнакомые файлы и не отправлять смс-сообщения на незнакомые номера.

Цифры и факты

В Европе каждый второй трёхлетний (!) ребёнок пользуется планшетом или смартфоном. В России более 75% детей от 6—7 лет уверенно пользуются планшетом.

Примерно половина детей в возрасте 2—6 лет зарегистрированы в детских социальных сетях.

80% детей в возрасте до 13 лет зарегистрированы во взрослых социальных сетях.

На заметку

Линия помощи «Дети онлайн»:

8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный)

[email protected]

МНЕНИЯ

Пока школьник — контролируйте

Екатерина СИБИРЦЕВА, директор гимназии № 9:

— Интернет — реальность, нравится это нам или нет. Поэтому бессмысленно обсуждать, как влияет Сеть на ребёнка. Важно другое — какие эффекты мы получаем при такой модели социализации?

Есть несомненные плюсы: интерактивность, удобство доступа к информации, возможность выражать своё мнение, оперативность информационного обмена, установление эффективных контактов и т. д. Основной минус — невозможность обеспечить информационную безопасность. Сеть — это «зеркало» нашего социума, в котором много хорошего и много плохого.

Считаю, что до определённого возраста (по крайней мере, во время обучения в школе) со стороны родителей должен быть контроль за содержанием аккаунта ребёнка. Подростки ещё не понимают, что каждое их высказывание на форуме, профиль «в контакте» или фото в инстаграме являются элементами репутации, которую они себе формируют. К сожалению, проблема не до конца осознаётся и многими родителями, хотя мы и говорим о ней на родительских собраниях.

Нам всем нужно адаптироваться к новым условиям, стараясь использовать во благо широчайшие возможности Интернета и минимизировать риски.

Подросток станет скрытным

Сергей МОСТИКОВ, частный психолог:

— Интернет обязательно должен быть в жизни ребёнка. Во-первых, школьник, не имеющий странички в соцсети и не собирающий «лайки» в приложении для рассылки фотографий, автоматически становится в классе изгоем (а в подростковом возрасте это переживается особенно остро). Во-вторых, компьютер и Интернет в XXI веке — это жизненная необходимость, инструмент для зарабатывания денег в будущем. Отказать ребёнку в доступе к Интернету — всё равно что заставить его писать пером. Это регресс, а не прогресс.

Задача родителей, на мой взгляд, — не столько контролировать, сколько мотивировать детей на развитие личности, а не просто «флуд» в соцсетях. Например, вы можете попросить ребёнка помочь вам в поиске информации или в создании презентации, необходимой для работы.

В подростковом возрасте попытки контроля воспринимаются очень болезненно, вызывают протест и учат детей лучше скрывать свои занятия от родителей.

Категория: Всем учителям
11.04.2017 13:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!