СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в обучении иностранному языку в условиях раздельно – параллельного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа сегодня – один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по сохранению здоровья детей. Об этом свидетельствует практика деятельности многих педагогических коллективов.

Большое значение в формировании факторов здоровья учащихся имеет характер организации учебно-воспитательного процесса, структура и содержание образования, условия обеспечивающие уровень психологического комфорта всех участников образовательного процесса, реализация принципов и методов охраны здоровья.

Раздельно-параллельное обучение и воспитание по праву считается здоровьесберегающим, потому что базируется на глубоком изучении физиологических и психологических особенностей ребенка.

Раздельно-параллельное обучение — это переосмысление способов и методов обучения в контексте значимости какой-либо учебной дисциплины через призму женского и мужского восприятия; это принятие учителем личности учащегося с позиций его гендерных особенностей

Изучение проблем гендерного воспитания детей является одной из задач проводимого в МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель Белгородской области» эксперимента «Развитие здоровой личности младших школьников на основе гендерного подхода», призванного создать благоприятную образовательную среду для всестороннего развития и совершенствования школьников. Кроме того, своевременное педагогическое воздействие и правильный подход к вопросам гендерного воспитания в школе должен обеспечивать формирование у школьников основ гендерной культуры, устойчивой гендерной идентификации, что является необходимым условием эффективной социализации личности.

Методику обучения, позволяющую не только не нарушать, а даже укреплять здоровье учащихся, разработал доктор медицинских наук, учёный, педагог-новатор В.Ф. Базарный. Для психологического комфорта и лучшей адаптации программного материала в методиках Базарного рекомендуется гендерное обучение, т.е. отдельное обучение девочек и мальчиков. По словам В.Ф. Базарного,при смешанном обучении в построении учебного процесса имеет выражение женское начало и большинство образовательных программ ориентировано на девочек. А при гендерном подходе намного легче обучать и воспитывать детей, учитывая их психофизиологические особенности, и как следствие – создавать наиболее благоприятные условия для успешного развития и сохранения психического и физического здоровья. В классах гендерного типа урок строится эмоционально правильно начиная с соответствующего обращения к детям «мальчики» или «девочки», и заканчивая подбором материала с упором на определенную тематику.

Система В.Ф. Базарного предусматривает существование в каждой параллели одного образовательного учреждения классов только для мальчиков и классов только для девочек. В условиях такой организации обучения мальчики и девочки из раздельных классов получают возможность общаться между собой не только на переменах, но и на уроках эстетического цикла (музыке, рисовании, ритмике/бальных танцах и т.д.). Воспитательная работа выстроена таким образом, чтобы мальчики и девочки как можно чаще были вовлечены в общую деятельность во время проведения и подготовки утренников, праздников, конкурсов, соревнований, экскурсий, во время занятий в кружках по интересам, в школьных музеях, органах школьного самоуправления, на факультативных занятиях и т.д.

Гендерный подход может быть рассмотрен в качестве составляющего элемента личностно ориентированного подхода, учитывающего при этом «индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом». Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: так как оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учёбе, а с другой – избежать переутомления.

Гендерное воспитание направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации, а способствует наилучшей реализации склонностей и способностей, как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее. Цель раздельного обучения состоит в создании новых условий процесса обучения, отвечающих гендерным психофизиологическим особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся, максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.

Необходимость в гендерном обучении возникает по ряду причин: во-первых, развитие мальчиков и девочек различается в той или иной степени по "скорости” и по содержанию; во-вторых, установлено, что у девочек больше развиты вербальные способности, а у мальчиков - математические и визуально-пространственные; в-третьих, несмотря на выравнивание учебных программ, интеллектуальные различия между мальчиками и девочками сохраняются, хотя ни те, ни другие не имеют явных преимуществ.

Существующие различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек: в восприятии окружающего мира, в темпах и стратегиях переработки информации; в преимущественном формировании различных операций мышления, уровнях адаптивных возможностей организма и психики, особенностях активации эмоций в процессе обучения, в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы влияют на качество и стиль обучения. Эти данные позволяют выработать различные методические приемы, соответствующие гендерным особенностям мальчиков и девочек.

В исследованиях Л.Э. Семеновой приведены психологические харак­теристики гендерных полов и принципы работы учителя с мальчиками и девочками. Приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей развития уже апробированы и имеют существенные отличия в организации и построении уроков.

С одной стороны, на уроках английского языка существуют определенные особенности при изучении некоторых тем. Например, изучение конструкций предложения «его имя», «ее имя». В данной теме существуют определенные сложности в отработке данных речевых конструкций. Если в смешанных классах эти навыки можно отработать при помощи товарищей по классу, называя по очереди имя товарища, то в гендерном классе для отработки данных речевых конструкций необходимо использовать дополнительный наглядный материал, например, фигурки мальчиков и девочек. Дети дают им имена и затем произносят «ее зовут», «его зовут».

С другой стороны, у гендерных классов есть одна немаловажная особенность. Все ученики имеют примерно одинаковый уровень знаний и умений. Строят одинаковые алгоритмы к действию. Такая особенность очень помогает при планировании урока.

Так, в классах мальчиков присутствует высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Здесь учитываются разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач, большое количество логических заданий, и минимальное повторение пройденного материала. Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала должно проходить после практической работы, через опыт. Важно дозировать эмоциональность в подаче учебного материала, «включение» положительной эмоциональной окраски материала должно быть после его логического осмысления. На уроках используются групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов может быть как положительной, так и отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной. Стимулом к развитию для мальчиков служит конкретная оценка значимой для них деятельности.

В классах девочек используется размеренный темп урока и предъявление нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснениями, повторением, запоминанием и формулировкой правил с последующим обучением применению их на практике является продуктивным. В классах девочек следует использовать большое количество наглядного материала, с опорой на зрительную память. Используются групповые формы обучения, но акцент делается на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.

Мальчики во время выполнений каких-либо занятий уже могут четко построить алгоритм действий, они сразу видят схему выполнения, если подобное задание уже выполнялось ранее. Девочкам требуется повторное объяснение.

Девочки любят более творческие уроки, любят рисовать, петь, устраивать представления. На уроке английского языка у девочек необходимо инсценировать диалоги, петь песни, рисовать. Эффективным методом является использование ролевых игр на уроке. Девочкам интереснее готовить сообщения о праздниках, традициях, обычаях и культуре.

Уроки мальчиков должны быть насыщены викторинами и различными играми на победителя. Например, изучая названия цветов, в классе мальчиков можно предложить веселую игру на запоминание цветов. Для игры требуется много разноцветных воздушных шариков, фломастер. На надутых воздушных шариках написаны названия цветов. Ведущий подбрасывает шарик за шариком. Когда дети подбивают шарик, чтобы он не упал, они должны назвать его цвет. Необходимо как можно дольше удержать шарики в воздухе.

Работая по этой же теме в классе девочек, для закрепления лексики можно разучить песенку «Цвета»

I see green, I see yellow,

I see that funny fellow,

I see white, I see black,

I see this, and that, and that.

I see pink, I see brown,

I stand up and I sit down,

I see red, I see blue,

I see you, and you, and you.

А ещё девочки, работая в группах, нарисуют (или соберут) самый красивый букет для мамы, бабушки, подруги.

Игра «Цветик – семицветик» предлагает командам назвать цвет съёмных лепестков ромашки. Дети друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если кто-то в команде ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

Мальчикам нравится быть капитанами. Игра « Капитан Флинт» помогает отработать те или иные правила чтения. Детям дается задание прочитать цепочку слов на доске или в учебнике. Каждое слово – риф, который можно умело обойти, если прочитать слово правильно. Капитан ведет класс через рифы, то есть читает слова, а ребята хором повторяют их, то есть следуют за капитаном. Если капитан ошибся, корабль получил пробоину. Капитану бросают спасательный круг (хором читают слово правильно), но после этого капитаном становится другой ученик. И так до тех пор, пока не найдется капитан, способный обойти все рифы.

А песенку «This is the time» с удовольствием поют девочки, запоминая при этом лексику по теме «Режим дня».

This is the time I go to school, go to school, go to school,

This is the time I go to school,

It’s eight o’clock in the morning!

This is the time I eat my lunch, eat my lunch, eat my lunch,

This is the time I eat my lunch,

It’s twelve o’clock, noon!

This is the time I watch TV, watch TV, watch TV,

This is the time I watch TV,

It’s six o’clock in the evening!

This is the time I go to bed, go to bed, go to bed,

This is the time I go to bed,

It’s nine o’clock at night!

Речевой задачей игры «Animals» является тренировка учащихся в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be. В классе девочек эту игру можно организовать таким образом: учащиеся стоят в кругу. Каждый участник держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседки справа (соответствующий жест в сторону соседки) и свое животное (с указанием на себя)

- She is rabbit. I’m a monkey.

- She is a monkey. I’m an elephant.

А мальчикам можно предложить называть свое животное и бросать мяч любому участнику в кругу.

- I am a monkey. You are a cat.

- I am a cat. You are a crocodile.

Игра «Lexical Chairs» популярна в классе мальчиков.

В центре комнаты стоят стулья. Количество стульев должно быть на 1 меньше, чем игроков. Игроки ходят вокруг стульев, а учитель называет слова на определенную тему, например, фрукты (apple, banana, orange, pear…). Когда учитель называет слово, не по теме, например, train, игроки должны занять ближайший стул. Игрок, оставшийся без стула, выбывает из игры. Затем, учитель убирает один стул. И снова игроки ходят вокруг стульев. А учитель называет слова, но уже по другой теме. Снова, услышав лишнее слово, игроки должны занять стулья. Игрок, не успевший занять стул, выбывает из игры. И так повторяется до тех пор, пока не останется 1 стул и 2 игрока. Игрок, занявший последний стул – победитель.

Игра подходит к любому типу урока и виду обучения, позволяет оптимизировать процесс запоминания учебного материала, создает подлинную ситуацию общения, способствует развитию коммуникативной компетенции детей. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

Ребятам интересно состязаться в знаниях не только с учащимися своей группы, но и с ребятами из класса, и с девочками из параллели. Мальчики стремятся к победе. Девочки тоже любят подобные состязания, но стимулом для них становится скорее не воля к победе, желание быть как все, такой же умной как и одноклассницы. Для поощрения девочек часто использую просто аплодисменты, мальчикам же необходимо словесное признание его лучшим.

При объяснении грамматического материала мальчикам желательно использовать схемы и диаграммы, а для девочек вполне достаточно словесного объяснения, однако необходимо учитывать подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике. Девочки предпочитают формировать понятия с помощью простого, обиходного языка, насыщенного конкретными деталями.

Работая в гендерных классах, учителю следует скурпулёзно подходить к отбору содержания учебного материала. Любую тему предметного содержания государственного стандарта начального общего образования по иностранному языку, например, «Игрушки», «Друзья», «Свободное время», «Помощь по дому», «Времена года», «Одежда», «Режим дня», «Мои увлечения», «Семья, профессии», «Страны изучаемого языка, литературные персонажи детских книг» необходимо наполнить содержанием, которое будет интересно мальчикам или предложить тексты, наполненные фактами и событиями представляющими интерес для девочек.

При раздельно -_параллельном обучении сохраняется психологическое и физическое здоровье, формируются адекватные полоролевые функции, воспитывается уважение к противоположному полу.

Кроме того, работая с гендерами, учитель сам приобретает много полезного для себя, начиная с чтения различной литературы, перелистывания книг по педагогике и психологии и заканчивая поиском разнообразных специфических форм и методов. Словом, растёт и развивается вместе с ними. Поэтому если вести речь о пользе гендерного обучения и воспитания, то пользу можно обнаружить не только для подрастающего поколения, но и для тех, кто идёт с ними по жизни рядом на протяжении многих лет.

В результате целенаправленной работы в школе складываются условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки: ребёнок определяет своё место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить своё будущее. В представлениях девочек о будущем отчётливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. Жизненные планы мальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию.

В освоении гендерной роли, формировании мужественности или женственности наша задача – показать ребёнку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола. Проводимая работа позволяет помочь детям освоить социальные роли, соответствующие их половой принадлежности, а родителям успешно решать возникающие проблемы семейного воспитания.

Литература

1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.

2 Михайловская И. Гендерное воспитание подростков в средней школе. – М.: Чистые пруды, 2009.

3.Чикурова М.В. Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода//Управление современной школой.– 2008.- № 8.

4. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006.

01.10.2015 11:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!