СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

Слайд 1,2

Компьютерные технологии в образовательном процессе сегодня уже

приобрели существенное значение. Вопрос о качественной организации учебной и самостоятельной работы учеников с каждым днем становится более актуальным. Сегодня очень сложно представить современный учебный процесс без использования компьютерных технологий и программных электронных средств.

Внедрение дистанционных обучающих средств в образование создает новые педагогические инструменты, которые предоставляют разные возможности не только учителям, но и обучающимся. При этом преподаватель имеет нестандартные дополнительные функции преподавания, а самостоятельная учебная деятельность учащихся, как неотъемлемая часть учебного процесса, значительно расширяется.

Слайд 2

В концепции создания и развития дистанционного обучения в Законе Российской Федерации «Об образовании» №273 (статья 16) приводится следующее определение: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Слайд 4

Дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно - ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся между собой, а так же с преподавателем.

Слайд 5

Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. №2 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» гласит:

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Слайд 6

Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Слайд 7

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Слайд8

Необходимость в дистанционном методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  • потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  • работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  • при заочной (экстернатной) форме обучения;
  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Слайд9

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  • создания образовательного пространства;
  • формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  • развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Слайд 10

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • гипертекстовые среды (WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В интернет - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал).

Слайд 11

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. Ученик может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные школы, гимназии и др.). В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.

Слайд 12

Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету. Многие родители охотно обращаются к дистанционному обучению в школе, чтобы не допустить появления «долгов» по учебе, отставания (т.к. их дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия). Также можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.

Дистанционное обучение требует таких нешуточных качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя дистанционные технологии в школе, можно добиться неплохих результатов.

Дистанционное обучение позволяет участникам образовательного процесса:

  • организовать курсы по любой образовательной дисциплине;
  • использовать дистанционное профильное обучение;
  • создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
  • участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  • создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  • учиться на дистанционных курсах;
  • организовать олимпиады по предметам;
  • использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Слайд 13

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  • учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
  • решать психологические проблемы учащихся;
  • снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
  • правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  • расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  • проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

В качестве проблем и недостатков, сопровождающих дистанционную форму обучения, можно выделить:

  • Слабая готовность педагогов. Учителя общеобразовательных учреждений демонстрируют слабую готовность к реализации учебного процесса, опосредованного компьютерными каналами связи. Дистанционное обучение требуют от преподавателя дополнительных усилий на освоение его технологий. Но это не должно тормозить его развитие, т.к. каждый педагог имеет возможность пройти курс обучения и научиться пользоваться современными технологиями.
  • Ещё одна проблема связана с отсутствием финансово-экономических механизмов организации дистанционного обучения обучающихся в школе. Каждый дистанционный ресурс требует денежных затрат. Необходимо ежемесячно оплачивать хостинг (площадка ресурса размещенного в интернете) или приобрести свой собственный сервер, расширять объем пространства дистанционного ресурса, приобретать дополнительные возможности для развития.
  • Нельзя не затронуть и проблему технической готовности школы к реализации дистанционного обучения: Качественный интернет и его доступность каждого участника учебного процесса и обеспеченность компьютерной техникой.
  • Так же очень важна высокая самодисциплина, организованность и мотивированность, без которых дистанционное обучение практически невозможно. Впрочем, отсутствие интереса и самомотивации обрекут любое обучение на провал, независимо от его формы.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения.

Дистанционный ресурс МБОУ СШ №9

В целях повышения эффективности и мотивации обучения в нашей школе, мы разработали собственный дистанционный ресурс МБОУ СШ №9 и внедрили его в процесс обучения.

Дистанционный образовательный ресурс был разработан на основе инструментальной оболочки Moodle. Инструментальная оболчка Moodle – это дистанционная система создания и управления учебным процессом, свободно распространяемое программное обеспечение, разработанное на основе педагогических принципов, позволяет эффективно организовать дистанционный образовательный процесс.

Созданный дистанционный ресурс МБОУ СШ №9 позволяет зарегистрированным учителям размещать в нем свои материалы, разработанные уроки, практические работы, тесты, задания и т.д. Каждый учитель без труда может создать свой курс для своих учеников (задание, тест, урок, модуль, раздел и т.д.) и использовать его в процессе обучения. Учитель становится хозяином своей площадки в дистанционном ресурсе и может добавлять в него своих учеников, что позволяет обучаться удаленно. При этом каждый зарегистрированный в курсе ученик имеет свой оценочный лист, в котором можно узнать результат - оценку или балл за выполненное задание. Также ученик и учитель, или группа учеников могут общаться лично, обсуждать общие темы в чатах или на форумах дистанционного ресурса в реальном времени.

В данном режиме, дистанционный ресурс МБОУ СШ №9 впервые был апробирован в период карантина в 2016 году. Ученики имели возможность обучаться дистанционно (удаленно) не выходя из дома. В обучении участвовали ученики 5-11 классов, по предметам математика, русский язык, информатика, химия, физика и экономика. В завершение дистанционного обучения было проведено анкетирование среди учащихся. Анализ ответов анкет показал, что обучение с применением дистанционных технологий:

  • повышает мотивацию к обучению;
  • повышает интерес к дисциплине;
  • позволяет организовать не только самостоятельную работу учеников, но и весь процесс обучения дисциплины в целом, так как все материалы дисциплины можно разместить на одном интернет ресурсе, что облегчает процесс поиска необходимой информации.

Представленные результаты позволяют сделать вывод, что дистанционная форма обучения не менее эффективна традиционной формы обучения.

Это связано с несколькими причинами.

  1. Дистанционный ресурс позволил обучаться в удобное время для ученика и учителя. Вся информация урока – теоретический материал, практическое задание, гиперссылки на дополнительный материал – всегда была доступна в полном объеме для изучения данной темы.
  2. При обучении использовались дистанционные технологии, которое еще не внедрялось в их учебный процесс, по этому, дистанционный урок стал для них новым обучающим инструментом, который повысил мотивацию к обучению.
  3. При проведении дистанционных занятий, функции учителя изменились, и значительно расширилась самостоятельная учебная работа, что соответствует требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Это привело к тому, что учащиеся больше времени уделяли самостоятельному обучению, что помогло развить такое качество как дисциплинированность и собранность у обучающихся.

В результате анализа внедрения дистанционных технологий было выявлено, что дистанционное обучение способствует повышению эффективности освоения дисциплин и качества знаний.

Образовательный дистанционный ресурс МБОУ СШ №9 г.о.г. Выкса, открывает широкие возможности для учащихся. Учитель может применять данный ресурс и в смешанном режиме обучения, то есть непосредственно на очных уроках. Ученики, имеют возможность, одновременно выполняя практические работы обращаться к дополнительному материалу или дополнительным ресурсным источникам, самостоятельно проходить тестирование в ходе обучения на самопроверку знаний, изучить дополнительные возможности обучающей среды.

Таким образом, на сегодняшний день, применение дистанционных технологий является дополнительным образовательным ресурсом, который позволяет идти школе в ногу со временем.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (Новый!), N 273-ФЗ от 29.12.2012
  2. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] – М.: Изд-во МЭСИ, 2000. – 350 с.
  3. Бернадский, А.М. Дистанционное образование на базе новых ИТ [Текст] / А.М.Бернадский, И.Г. Краевский. – Пенза, 1997. – 55 с.
  4. Вержбицкий, К.Г. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. – 78 с.
  5. Волов, В.Т., Четыркова, Л.Б., Волова, Н.Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы [Текст] - Самара, 2000. – 343 с.

Категория: Завучу
02.03.2018 17:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей