СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест для учителя-предметника

  1. Стаж работы по предмету и по подготовке учащихся к олимпиадам и ЦТ?
  2. Какие пед.технологии используете в работе на занятии и при подготовке к олимпиадам и ЦТ?
  3. Ваша тема самообразовательного проекта?
  4. Какие трудности возникают у Вас при подготовке учащихся к олимпиадам и ЦТ?
  5. Какие методы самосовершенствования своего мастерства вы используете на протяжении учебного года и с какой периодичностью?
  6. Какую последнюю книгу вы прочитали?

Для эффективной подготовке учащихся к олимпиадам и ЦТ необходимо:

  1. Диагностировать учащихся и отобрать до 4 человек способных к подготовке.
  2. Разработать план подготовки
  3. Психологическое сопровождение
  4. Выработать технологию обучаемости
  5. Обогащение информацией учащегося
  6. Выделение проблемных участков, подробный анализ ошибок
  7. Регулярность проведения занятий
  8. Межпредметные связи
  9. После каждого занятия делать вывод и проводить рефлексию из допущенных ошибок и приведение усложненных заданий учащимся
  10. Обязательное закрепление дачей домой заданий
  11. Психологический климат, поддержка, чувство юмора.

Рекомендации для учащихся при подготовке:

  1. Внимательно изучай текст задания
  2. Приступай к выполнению более доступного задания
  3. Ищи изюминку в заданиях
  4. Если задание вызвало трудность, попробуй его упростить
  5. Решили задание- сразу его оформите
  6. Если задача не получается, оставьте ее на время и переходите к другим заданиям

7. Задание станет проще, если его окружить родственными заданиями

Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации. Такой учитель зачастую забывает в процессе спора цели данной дискуссии, всецело увлекаясь самим процессом отстаивания той или иной позиции. Учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Как правило, безупречен в выборе стиля одежды.

Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль распространен более, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен [1].

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

1) модель диктаторская («Монблан») – преподаватель как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению;

2) модель неконтактная («Китайская стена») – близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым;

3) модель дифференцированного внимания («Локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров в общении; он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируются в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание;

4) модель гипорефлексная («Тетерев») – заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята;

5) модель гиперрефлексная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как они воспринимаются окружающими;

6) модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы;

7) модель авторитарная («Я сам») – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо;

8) модель активного взаимодействия («Союз») – преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них.

Пример решения олимпиадного задания по химии в системе алгоритмизированного обучения

Задание:

В 5 пробирках находятся вещества: KCL, KI, K2CO3, CuSO4, H2SO4. Предложите способы распознания веществ без использования дополнительных реактивов?

Действие

Решение

1. Читаем условия задания, выделяем вопрос задания

Распознать вещества в пробирках, без использования дополнительных реактивов

2. Определяем по свойствам вещества, ищем «изюминку» задания

«Изюминка - CuSO4

Т.к сульфат меди голубого цвета

  1. 3. В каждую из 4 оставшихся пробирок приливаем выделенное вещество, составляем уравнения реакций, определяем вещества

KCL+ CuSO4 =?

KI+ CuSO4 = ?

K2CO3+ CuSO4 = ?

H2SO4+ CuSO4 = ?

  1. Добовляем в оставшиеся пробирки с веществами определенное вещество, записываем уравнения реакций, определяем оставшиеся вещества

KCL+? =?

H2SO4+ ? =?

  1. Делаем вывод

?

Категория: Всем учителям
27.10.2015 12:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!