СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на конференции по современным педтехнологиям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийская дистанционная педагогическая конференция

«Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС»

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ КАК ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Доклад

Лазарев Арсений Иннокентьевич,

библиотекарь УФ Финуниверситета, член

Федерации психологов образования

Уважаемые коллеги!

В настоящий момент, когда происходят значительные изменения в управлении и структуре отечественных образовательных систем, многим из нас хорошо известны не только традиционные технологии обучения в вузе, но и инновационные формы организации учебного процесса. Мне же в своем выступлении хотелось бы вспомнить о такой форме проведения семинарского занятия как комментированное чтение, которое в наши дни не очень широко используется университетскими преподавателями.

Комментированное чтение научных текстов – это чтение вслух научного произведения с его последующей интерпретацией в форме объяснений, рассуждений и предположений. Преподавателю требуется тщательно отбирать научный текст с тем, чтобы он емко и насыщенно отражал теоретические основы изучаемой темы занятия по конкретной учебной дисциплине. Это могут быть не только первоисточники известных работ выдающихся научных персон, но и исследовательские наработки современных ученых. Кроме того, необходимо помнить и о доступности текста для студенческой аудитории.

В процессе проведения такого семинарского занятия, отбираются определенные фрагменты текста научной прозы, которые зачитывают студенты, после чего они:

– устанавливают причинно-следственные связи;

– осуществляют анализ и синтез прочитанного;

– высказывают своё отношение к теоретическим положениям, выдвинутым автором.

Педагогу высшей школы важно так организовать занятие, чтобы между всеми обучающимися было установлено коммуникативное взаимодействие на основе прочитанного текста. Студентам допускается (и даже приветствуется) приводить примеры из своей обыденной жизни, чтобы восприятие мысли автора было как можно более реалистичным и приближенным к практике.

При этом не стоит акцентировать внимание на технике и скорости устного чтения студентов, т.к. задачи у семинарского занятия в вузе совсем иные, чем в общеобразовательной школе. Главное в этом процессе – осуществление научной коммуникации в студенческой среде, поиск новых смыслов в рамках будущей специальности, а также формирование устойчивого интереса к дисциплинам общегуманитарного или профессионального цикла.

Таким образом, данная форма проведения занятий может быть использована преподавателями в процессе реализации образовательных программ высшего образования, как на бакалавриате, так и по направлениям магистратуры.

Данная технология требует от педагога тщательной предварительной подготовки. В этой деятельности он выступает как организатор коммуникаций и активных методов обучения, а студенты имеют возможность проявить себя как деятельные субъекты учебного процесса, а не просто пассивные слушатели.

Благодарю за внимание!

Категория: Всем учителям
19.05.2024 02:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!