СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Имманентный и контекстуальный анализ текстов как основа современного подхода к литературному образованию в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: Имманентный и контекстуальный анализ текстов как основа современного подхода к литературному образованию в школе

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Дашинова Ирина Петровна

Термин «контекст» (от лат. contextus — тесная связь, соединение) прочно закрепился в современной филологии. Для литературоведа это — бескрайне широкая область связей литературного произведения с внешними ему фактами как литературными, текстовыми (уместно вспомнить термин «интертекстуальность» ), так и внехудожественными и внетекстовыми (биография, мировоззрение, психология писателя, черты его эпохи, культурная традиция, которой он причастен). Контексты творчества весьма разноплановые, во многом определяют черты литературно-художественных произведений Различимы ближайшие (наиболее конкретные и могущие быта более или менее четко констатированы) и удаленные (более общие и часто не обладающие определенностью) контексты литературных произведений. Первые — это и творческая история произведения, запечатленная в черновиках и предварительных вариантах, и биография автора, и свойства его личности, и его окружение (семейно-родственная, дружеская, профессиональная «микросреда»). Второго рода контексты — это явления социально-культурной жизни современности автора, а также феномены «большого исторического времени» (М.М. Бахтин), которым он причастен (сознательно или интуитивно). Здесь и литературные традиции как предмет следования или напротив, отталкивания, и внехудожественный опыт прошлых поколений, по отношению к которому писатель занимает определенную позицию, и соотнесенность его мироотношения с воззрениями конфессиональными, национальными, сословными, социально-классовыми, корпоративно-групповыми. В этом же ряду «удаленных» контекстов — надысторические начала бытия: восходящие к архаике мифо-поэтические универсалии, именуемые архетипами.

Контекст в котором создается литературное произведение, не имеет сколько-нибудь определенных рамок: он безгранично широк. Многоплановость контекста (или, точнее сказать, множественность контекстов) литературно-художественного творчества не всегда внятна самим писателям, но она безусловно важна для ученых. Чем шире и полнее учтены литературоведом связи произведения с предшествующими ему явлениями и фактами (как литературно-художественными, так и непосредственно жизненными), тем больше «выигрывают» анализ и интерпретация.

Контекстуальное рассмотрение литературных произведений, что самоочевидно, не может быть исчерпывающе полным: оно по необходимости избирательно. Здесь несравненно больше загадок и тайн, чем определенности и ясности. Вместе с тем изучение контекстов литературного творчества — это необходимое условие проникновения в смысловые глубины произведений, одна из существенных предпосылок постижения как авторских концепций, так и первичных интуиций писателей. В каждом отдельном случае литературовед, естественно, сосредоточивается на каком-то одном аспекте контекста рассматриваемых произведений. Но в общей перспективе развития научной мысли насущен одновременный и равноправный учет как близких, конкретных, так и удаленных, всеобщих контекстов.

Изучение контекстов творчества писателей (в оптимальных для науки вариантах) составляет сопровождение имманентного рассмотрения произведений или, по крайней мере, требует учета данных такого рассмотрения. Отрываясь же от текстово-смысловой конкретики, оно рискует оказаться чем-то вроде музыкального аккомпанемента без мелодии, а в худшем случае — обернуться произвольно-игровым фантазированием (в особенности при исключительной сосредоточенности литературоведа на удаленных контекстах). Наука о литературе нуждается в сопряжении, синтезировании имманентного и контекстуального изучения художественных творений.

Итак, что может быть ядром ближайшего контекста?

А. Элементы поэтики (тема, образ, система образов-мотивов, родо-жанровая природа произведения).

Б. Авторский биографический контекст (собственная биография автора и его окружение).

В. Творческая история произведения (предварительные варианты, черновики и др.)

Удаленные контексты – явления культуры и социальной жизни автора.

А. Литературный контекст (литературный процесс: направления и течения, художественные системы, стили).

Б. Культурный контекст (художественная культура и искусство).

В. Исторический контекст (исторические события, исторические личности). Г. Социально-бытовой контекст.

Д. Философский контекст (в том числе и аксиологический).

Варианты тем сочинений: имманентный и контекстный виды анализа

  1. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
  1. Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой? Вариант: Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
  2. Черты нравственного идеала в образе Софьи.
  3. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей?
  4. «Злонравия достойные плоды» (Нравственная проблематика комедии «Недоросль»).
  1. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
  1. Что мешает отнести Софью к фамусовскому обществу?
  2. Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А.С. Пушкин считал язык комедии?
  3. Чем близок Фамусову Молчалин?
  4. Как в образе Чацкого отражается «тип декабриста»?
  5. Почему сплетня о сумасшествии Чацкого исходит от Софьи?
  6. Как в комедии «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
  7. Современность звучания комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
  8. Почему именно Молчалин становится избранником Софьи?
  9. В чем заключается сложность и противоречивость образа Софьи?
  10. Почему Чацкий остро ощущает свое одиночество в фамусовском обществе?
  1. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  1. Из каких созвучий складывается «музыка революции» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
  2. Какое развитие в поэме А.А. Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?
  3. В чем противоречивость отношения А.А. Блока к революции? (по поэме «Двенадцать»).
  4. Какую роль играет в поэме А.А. Блока «Двенадцать» прием контраста?
  5. Какие образы-символы в поэме А.А. Блока «Двенадцать» раскрывают авторскую позицию?
  1. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» Тема войны и памяти в лирике поэта.
  1. Почему тема памяти в лирике А. Т. Твардовского исполнена драматизма?
  2. Какие черты национального характера делают русского солдата достойным восхищения? (по произведениям А.Т. Твардовского).
  3. В чем смысл сопоставления Теркина со старым солдатом (По поэме «Василий Теркин», глава «Два солдата»).
  4. Что сделало Василия Теркина поистине народным героем?
  5. Жизнеутверждающий пафос поэмы «Василий Теркин».

5.Тема поэтического творчества и судьбы поэта

  1. Как в лирике Н.А. Некрасова совмещаются народная тема и мотив высокого служения поэта?
  2. Какое предназначение поэта утверждается в лирике Н.А. Некрасова?
  3. Почему Н.А. Некрасов назвал свою поэтическую Музу «Музой мести и печали»?
  4. Образ поэта в лирических произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
  5. Тема поэзии и образ поэта в стихотворениях Б.Л. Пастернака.

6.Человек в мире природы

1. Почему в поэзии Ф.И. Тютчева душа стремится к гармонии с природой?

2. Почему А.А. Фет считает природу средством исцеления «скорбящей души»?

3. Как показана связь мира природы и мира человека в лирике А.А. Фета?

4. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской лирике ХХ века? (На примере 2-3 произведений).

5. Образы русской природы в стихотворениях Н.М.Рубцова.

7.Тема любви

1. Почему «светла печаль» героев любовной лирики А.С. Пушкина?

2. В чем своеобразие темы любви в лирике А.А. Фета?

3. «Их съединенье, сочетанье и поединок роковой» (Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева).

4. «Нет, не тебя так пылко я люблю» (тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова).

5. Испытание любовью ( Тема любви в произведениях русской литературы).

8.Поиск смысла и подлинных ценностей жизни в произведениях русской литературы (философские мотивы в произведениях литературы ХIX-XX века)

1. Что дает человеку сопротивление «пошлой жизни»? (По рассказам А.П. Чехова).

2. «Чудики» или философы? (По рассказам В.М. Шукшина).

3. «Не стоит село без праведника» (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»).

9.Тема и образ «маленького человека» в произведениях русской литературы

1. Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

2. Смешон или страшен «маленький человек» в рассказах А.П. Чехова?

3. Мир «униженных и оскорбленных» в произведениях Ф.М. Достоевского.

4. «Я везде, везде…», или Триумф «маленького человека». (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Список литературы:

1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975

2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 2016.

3. Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 2016.

4. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.

5. Примерные программы основного общего образования. Литература.- М.: Просвещение, 20179.

6. Семыкина Е.Н., Соломахина Л.П., Ширина Е.А. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике) // Международный журнал экспериментального образования. – 2017.

7. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2013.

Категория: Литература
10.10.2020 21:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!