СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Социально-педагогические предпосылки овладения татарским языком учащимися русских школ.
Под социально-педагогическими условиями понимается среда, в которой трудится и живёт человек, условия его образования и воспитания, то есть всё то, что предоставляет возможность для всестороннего развития личности.
Важное значение при изучении социально-педагогических проблем первоначального обучения нетатар, и в первую очередь учащихся русских школ татарскому языку, имеет учёт особенностей, в которых происходит процесс обучения.
Становление раннего русско-татарского двуязычия ещё ждёт своего исследования как в лингвистическом, социологическом, психолингвистическом, так и функциональном аспектах. Сделаем некоторые подходы к этой проблеме, а именно, в плане обучения русских учащихся татарскому языку.
В настоящее время в республике созданы объективные социально-педагогические условия для успешного овладения русскоязычными детьми татарским языком в школе:
1.В русских семьях некоторые родители понимают татарскую речь (а иногда и говорят на татарском языке) и в какой-то степени могут приобщать своих детей к татарскому языку.
2. Русским учащимся предоставлена широкая возможность получить информацию на татарском языке через радио, телевидение и др.средства массовой информации.
3.Средства наглядной агитации и печатная информация (вывески, объявления, надписи и др.) в республике оформляются на двух государственных языках. Это же относится и к объявлениям на транспорте. Всё это может быть успешно использовано как средство обучения татарскому языку.
4.В населённых пунктах Республики Татарстан русские дети в основном проживают вместе с татарскими детьми. Правда, последние сами чаще всего становятся русскоязычными. При определённом внимании к становлению речи на родном языке можно всё же руководить процессом формирования у детей двуязычия.
5.Русские школы являются смешанными по социальному составу, поскольку в них обучаются и татарские дети, в той или иной степени владеющие родным языком и могущие устанавливать со своими сверстниками контакты на татарском языке.
6.Влияют на приобщение русских детей к татарскому языку и создать положительную мотивацию единая графика, обилие общих слов.
7.В усвоении чужого языка большое значение имеет учебное время, отводимое на изучение татарского языка.
Повышение функционально-коммуникативной роли изучаемого языка, усиление стремления у учащихся к повышению образовательного и культурного уровня порождает у них потребность и интерес к изучению второго государственного языка. Интерес как мотив к учению имеет огромную побудительную силу, способствует активизации мыслительной деятельности, рождает волю и потребность в учении.
Надо отметить, что большой вклад в методику преподавания татарского языка как неродного вносит Ф.С.Сафиуллина. Составленный совместно с К.Р.Галиуллиным «Русско-татарский разговорник» предназначен для желающих овладеть татарским языком. Разговорник построен по тематическому принципу и имеет более ста разделов, в которых отражены наиболее типичные речевые ситуации. В пособии учтена практика создания русско-национальных разговорников в нашей стране, использованы материалы современных исследований по русской и татарской филологии. Комплексным пособием для самостоятельно изучающих татарский язык и хорошо владеющих родным языком является также «Татарский язык. Самоучитель». Пособие знакомит со звуковым и грамматическим строем татарского языка, основными тематическими группами слов, учит говорить на бытовые и другие тему, предусматривает чтение со словарём текстов средней трудности, даёт возможность в дальнейшем самостоятельно совершенствовать свои знания по языку.
Методика преподавания татарского языка представителям нетатарской национальности прошла большой и сложный путь развития. Зародившись в период существования Волжско-Камской Булгарии и получив научные основы в учебниках Каюма Насыри и других, методическая наука по обучению нетатар татарскому языку вылилась в определённую систему, которой успешно пользуются современные русские школы.
Подведя итог, можно констатировать, что проблемы методики преподавания татарского языка как неродного изучены недостаточно. Современная методика преподавания татарского языка в русской школе должна быть связана с прогрессивной научно-методической мыслью прошлого, представляя качественно новый этап в её развитии.
Обучение татарской устной речи в русской школе на первоначальном этапе тесно связано с особенностями родного языка учащихся. При наличии языковых контактов и сходств двух языков умения и навыки в одном языке могут служить основой для усвоения другого.
Для составления оптимальной программы первоначального обучения русских детей устной речи на татарском языке нужно, во-первых, правильно и в достаточном для коммуникации на данном этапе обучения объёме отобрать знаковый продукт на уровне элементов (фонетический минимум), на уровне слов (лексический минимум), на уровне моделей (грамматический минимум); во-вторых, при организации обучения предусмотреть развитие прочных навыков использования в речи отобранного материала на изучаемом языке.
© 2015, Галеева Алсу Азатовна 363