СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности"Орнитология" на 2018-2019 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Орнитология».

Предлагаемая образовательная программа «Орнитология» авторская по степени участия в разработке и предназначена для реализации на базе станции юных натуралистов города Димитровграда, в объединении «Юный орнитолог»

Актуальность программы

Необходимость создания такой программы обуславливается следующими причинами: отсутствие в регионе орнитологических программ; недостатком литературы, методических указаний по изучению природы родного края; важностью изучения природы в самой природе.

При разработке данной программы особое внимание уделялось проблемам экологии в широком понимании этого термина. Также на примере птиц показываются основные региональные проблемы охраны природы, природопользования, чему способствует то, что птицы - один из наиболее удобных объектов живой природы для изучения самых различных сторон биологии и экологии. На примере птиц можно проводить исследования по таким направлениям как экология, этология, физиология, биотехния, морфология, систематика, эволюция т.д. Птицы удобны для занятий со школьниками с той точки зрения, что они есть практически везде, их легко наблюдать и для изучения необязательно изымать из природы.

Отличительной особенностью данной программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы. Программа построена так, чтобы прежде всего восполнить недостаток "кабинетного" изучения биологии. А тематика занятий позволяет их связать с практической работой по оказанию помощи ученым-биологам, по привлечению птиц, по их охране, по экологической пропаганде. Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Программа формирует осознанное отношение к труду, эстетический вкус. Многие темы программы направлены на приобретение специальных знаний и умений, которые могут сыграть свою роль в профессиональном самоопределении учащихся.

Новизна программы заключается в комплексном и интегрированном характере и в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность.

Всё это отличает данную программу от других, ранее опубликованных.

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерсва образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

6. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»

Адресат программы: дети

1 года обучения: 8- 11 лет

2 года обучения: 9- 12 лет;

психолого-педагогические особенности:

Возрастная группа 8 - 10 лет относится к младшему школьному возрасту и соответствует учёбе в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому занятия должны проходить разнообразно. Для этого учебные занятия комбинированного вида, совмещается как несколько видов деятельности, так методов обучения.

Дети 11-12 летнего возраста – учащиеся 5-6 классов. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. У детей начинает формироваться более осознанный подход к миру профессии, политики, нравственности. Для ребёнка важно создать теплую, дружескую атмосферу на занятиях, проявить доверие к его возможностям и способствовать его успешности.

Содержание и материал программы «Орнитология» соответствуют общекультурному базовому уровню освоения программы

Объем программы – 360 часов.

1 год обучения - 144 академических часов в год;

2 год обучения – 216 академических часов в год;

Срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения:

1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)

2 год – 216 часов (3 раза по 2 часа в неделю; 6х36=216)

Форма обучения очная

формы организации образовательного процесса: групповая

Основной формой организации учебного процесса при реализации программы «Орнитология» является занятие. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Основное внимание в процессе обучения уделяется развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание, осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности каждого ребенка и детского коллектива в целом).

Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения о птицах, их отличительных особенностях, особенностях размножения, ухода. Основное время уделяется практическим занятиям, что способствует развитию у детей самостоятельности – одного из важнейших условий подготовки учащихся к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности. Задания на определение птиц тренируют память, развивают и навыки работы с определителями.

В помещениях проводятся практические работы по описанию птиц, изучению анатомического и морфологического строения. Осуществляются опыты по исследованию физиологических процессов и др. Определяются состояния птиц по внешнему виду, изучаются болезни и т. п. Практически на каждом занятии учащиеся помогают ухаживать за птицами.

Часть практических заданий проводятся под контролем старших школьников, ранее изучивших эти темы. Ребята сами продумывают работы для младших членов группы, проводят экологические игры. Для старших учащихся предлагаются задания повышенной сложности, ориентированные на развитие абстрактного мышления.

Предусмотрены также экскурсии с целью ознакомления обучающихся с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к природе. Практическое ознакомление с птицами развивает наблюдательность, познавательную активность и способствует формированию экологической культуры учащихся. Активизации познавательного интереса детей способствует также использование таких форм проведения занятий, как занятие-конкурс, КВН, викторина, игра-путешествие.

Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы практических и теоретических занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, их способности усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции, которые также специально указаны в плане работы.

По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды:

1. Занятие – знакомство с общими орнитологическими проблемами (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса).

2. Занятие - практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков курса).

3. Занятие – викторина, конкурс, смотр, выставка (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков).

4. Занятие – беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач).

Главный критерий отбора методов обучения по программе «Орнитология» - это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности в занятиях творческим трудом.

Методика обучения также основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учетом его психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы ценностей духовного развития).

В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, практическое задание, используются наглядно-иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем. Так как программа предусматривает большое количество практических работ и экскурсий используются методы наблюдения и исследовательские методы. В процессе обучения по программе «Орнитология» педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.

В воспитывающей деятельности детского объединения приоритетное внимание уделяется формированию моральных и общечеловеческих ценностей; воспитанию положительных качеств характера; развитию творческих, интеллектуальных способностей детей; формированию основ коллективных отношений.

Основными формами массовых воспитательно-развивающих мероприятий являются, праздничные программы, посвященные календарным и экологическим праздникам, торжественным датам, выставки работ различного уровня.

Режим занятий: (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

2 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

Формы подведения итогов реализации программы:

- реализация творческого проекта;

- социальные акции;

- выставка;

- опрос;

- наблюдение;

- викторина;

- самостоятельная работа.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы:

Выявление и развитие у учащихся интереса к углубленному изучению птиц и познание родного края, его экологических проблем. Приобщение школьников к труду. Развитие способностей к самостоятельному мышлению и решению возникающих проблем.

Задачи программы:

Ø личностные

- воспитывать гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной трудовой деятельности.

Ø метапредметные

- сформировать практические навыки по уходу за птицами;

- сформировать исследовательские навыки, развивать наблюдательность, память, воображение, внимание;

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;

- развивать коммуникативные способности учащихся и умение строить межличностные отношения в коллективе.

Ø образовательные

- ознакомить учащихся с основами орнитологии;

- изучить методики проведения основных исследований;

- изучить видовой состав птиц своей местности;

- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- обучить постановке опытов и обработке полученных результатов.

Цель 1 года обучения: формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно-эстетических норм и деятельных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека.

Задачи 1 года обучения:

Задачи личностные:

-обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке окружающей среды;

-формирование эколого- ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности;

-развитие навыков практической работе в природной среде;

Задачи метапредметные:

-активизация исследовательской деятельности обучающихся в области орнитологии;

-формирование социальной активности детей и подростков;

-развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи образовательные:

- расширить знания о видовом разнообразии птиц;

- овладение основами практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;

- расширение кругозора воспитанников в области достижений отечественной и зарубежной науки.

Цель 2 года: привлечение обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию и образованию обучающихся, направленных на популяризацию исследовательской работы среди школьников

Задачи 2 года:

Задачи личностные:

- способствовать развитию интереса к орнитологии как к виду деятельности;

-способствовать формированию у воспитанников чувства красоты и гармонии в природе;

- способствовать формированию у воспитанников чувства бережного отношения к птицам и окружающему миру.

Задачи метапредметные:

-сформировать умения проводить наблюдения в природе, ставить орнитологические эксперименты, классифицировать птиц;

- сформировать умения по поиску информации, самостоятельно работать с литературой;

- сформировать умения проводить зимнюю подкормку птиц, изготавливать искусственные гнездовья, изготавливать кормушки ;

- способствовать развитию высокого уровня творческой активности и стремлению к творческому самовыражению, используя приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи образовательные (предметные):

познакомить с общими орнитологическими проблемами;

− дать представление о многообразии птиц;

− познакомить с методами исследования и учёта птиц;

− познакомить с особенностями содержания, размножения птиц;

12.12.2018 11:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!