СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Необычайный современный технический прогресс, освоение людьми земного и космического пространства, развитие новейших информационных технологий убеждают нас в огромных возможностях человеческого интеллекта. По моим наблюдениям дети все чаще «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального. Эти проблемы ощущаются теми, кто призван развить в ребенке духовное начало, чувство красоты и гармонии.

Наиболее благоприятной средой для духовно-нравственного развития личности в современном образовательном пространстве является школа.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Моя задача, как педагога изобразительного искусства, не ограничивая интеллектуального развития, высвободить путь для духовных исканий и для утверждения в душе ребенка чистых и светлых нравственных идеалов, при этом сохраняя и развивая драгоценный дар живой души.

На уроках для развития у детей чувства прекрасного, понимания произведений искусства, красоту и богатство родной природы использую такие темы, и виды работ как: нетрадиционное рисование на тему «Цветы», «Космические фантазии», симметричное вырезание и рисование «Насекомые», мозаика «Ваза с цветами», барельеф «Ветка с вишнями», «Рыбки» и многие другие. При создании данных работ у детей формируются целостно, социально ориентированные взгляды на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. В ходе выполнения мелких деталей у детей воспитывается усидчивость, вырабатывается умения видеть за деталями целое, работать в коллективе.

Так коллективно на уроках был создан макет древнерусского дома с прилегающими постройками. Но на этом мы не остановились, и было предложено переделать детям 4 класса данный макет в «Сказочный дом Деда мороза» и поучаствовать с ним в городском конкурсе по ДПИ «Рождественские встречи друзей», где данную работу оценили.

Не мало, важным в развитии духовно-нравственного воспитания обучающихся, являются экскурсии. Но так как у меня нет возможности провести полноценную экскурсию, на выручку приходят видео–экскурсии. Учащиеся знакомятся с известными музеями, рассматривают репродукции художников. Дети учатся анализировать работы известных художников – при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров, как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность. Такие экскурсии не только знакомят с творчеством художника, но и с городами –музеями. Например, знакомимся на уроках с региональным компонентом, как город-музей Мариинск. Дети узнают, что в нашей области есть прекраснейший город славящийся своим мастерством по бересте. Экскурсии, беседы- это хорошо, но очень многое зависит от самого учителя. Педагог сам должен быть личностью творческой, владеть современными педагогическими технологиями, иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовки. Ведь учитель изобразительного искусства – это, прежде всего педагог-художник, и он должен обладать особой способностью – видеть прекрасное там, где его не видит взгляд обыкновенного человека.

Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия творчеством дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому. В моей работе, мне помогает нетрадиционное рисование.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Конечно, если посмотреть из выше сказанного, то можно сказать, что на моих уроках все гладко и чисто, что дети с радостью идут ко мне на урок. Но это не так. И в силу того, что у кого то не получается, или просто не хотят заниматься творчеством, мне в свою очередь, как и всем нам приходиться что искать новое, интересное, заинтересовывать детей. Я предлагаю вам сегодня, побыть на месте учеников и заняться творчеством, и надеюсь оно вам это пригодиться. И как сказал Дени Дидро «В самом обыкновенном найти невероятное, а в невероятном — обыкновенное — настоящее искусство.»

Категория: ИЗО
10.01.2019 07:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!