СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе примера семьи. «ШКОЛА – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ» /Из опыта работы/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе примера семьи.

«Жизнь без нравственного усилия- есть сон»./Л.Толстой/

Цель: формирование активной личности,сочетающей в себе нравственные качества:активность, творчество, гуманное отношение к окружающему миру.

Задачи: формировать осознанное отношение к ценностям : любовь к Родине, семье, близким людям;

развивать и углублять знания по гражданско-патриотическому воспитанию,толерантному отношению друг к другу, воспитывать добрые взаимоотношения в семье, показать значимость толерантности, как качества личности;

воспитывать чувство гражданского самосознания;

формировать систему ценностей и установок поведения подростков в правовом обществе.

«Приучай ученика трудиться, заставь не только полюбить работу, но и настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой. Приучи его к тому, чтобы для него было немыслемо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы вырабатывал из себя стойкого человека!»| Мудрые мысли-советы родителям/

Школа-это сообщество, живущее по своим законам и правилам, где соблюдаются Устав,

Права и обязанности обучающихся, прививается значимость толерантности, духовности и гражданственности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и группами, налаживание добрых взаимоотношений между подростками и их родителями.

С чего начинается формирование духовно-нравственного воспитания школьников? С места, где они родились, с красивой природы, которая их окружает,с семьи,которая его любит и заботится о нем.Воспитание первых чувств гражданственности у детей-это воспитание любви и уважение к традициям семьи,школы, нашей страны. Это уважение и эта любовь не возникают сами по себе, их нужно пробуждать и развивать добрыми примерами и прежде всего это начинается с рождения ребенка,с семьи, которая четко осознает свою ответственность перед рождением и воспитанием своих детей.

«Нужно многому научиться, чтобы многое узнать». Эта работа связана с гражданским и патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Она должна вестись не только с нашими учениками,но и их родителями, так как основа нравственности формируется в семье. Заботливые семьи ведут эту работу капля за каплей с раннего детства. Доступные беседы, примеры родителей, совместные дела, поездки с семьей прогулки, посещение музеев, цирка, все это заложено в таких семьях. Соблюдение режима дня, привитие чувств доброты, любви, ответственности за свои действия и поступки В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважение к людям и результатам их деятельности. Трудовое воспитание зарождается в семье, где ребенка учат элементарным навыкам ухода за собой, школьными принадлежностями, в будущем умственный труд не покажется ему такой тяжелой ношей. Только активное участие в различных трудовых акциях способствует воспитанию чувств ответственности и готовности к жизни.

С начальных классов и далее проводились беседы по ознакомлению прав и обязанностей ребенка «Законы школы-законы класса», «С чего начинается школа ?» «Правила общения среди одноклассников»,участвуем в Акциях «Мы нужны друг другу», «Помоги собраться в школу»,в школьных мероприятиях,,трудовых делах класса и школы, посещали учреждения культуры. Постоянно проводились беседы, ч\о,на которых обсуждаются понятия «Быть здоровым-значит быть успешным», «Здоровый Кузбасс- начинается с нас», «Экология души и тела», «Вся правда о вредных привычках», ребята участвовали в спортивных соревнованиях, Днях здоровья,им прививаются понятия о безопасном поведения в школе и в не школы : «Правила поведения на дорогах», «Бытовой и уличный травматизм», «Знай законы дорог».Стереотип «Здоровье начинается с детства» на протяжении всех лет обучения в нашей школе прививается и многие семьи это хорошо понимают.

Большое влияние на формирование этих качеств может оказать семья,воспитывая чувство ответственности,активной гражданской позиции,развивая знания об окружающем мире. Проводились беседы «Воспитание нравственной культуры в семье», «Мой дом-моя крепость», а в школе на уроках они получают новые понятия об обществе,где они живут и развиваются. Дети в этом возрасте активны, ждут каждый раз новых впечатлений, ищут новых друзей. Школа для них становится подлинным очагом культуры,примером здорового образа жизни, правовых знаний, если в ней царят взаимоуважение и достойное общение,

На часах общения проводились беседы,что такое правовая среда:

-это соблюдение каждым членом нашего школьного сообщества порядка и дисциплины, обсуждение законов и правил школьной жизни,осуществления принципа коллективной неприкосновенности личности, создание условий для развития детей, охраны их здоровья. В нашем классе учатся дети разных национальностей :цыгане, дети, чьи родители имеют корни других народов.

На часах общения по темам «Мы все такие разные» в доступной форме, учитывая возрастные особенности ребята познакомились с термином «Толерантность». Им прививается понятие уважения многообразия культур нашего мира,терпимое отношение к иным национальностям,их мнениям,религии,политическим или иным мнениям, поэтому с ребятами проводились беседы по темам «Моя семья и я», «Наше семейное древо», «Праздники народов мира, «Наша малая Родина-мой Кузбасс», «Я и мое окружение». Знать культуру своей страны, своей малой Родины -долг каждого человека. Знакомились с историей своего города, с его достопримечательностями :улицами, их названиями, знаменитыми людьми нашего города.Знать и хранить традиции семьи, школы- необходимо, а это значит- принимать участие в значимых мероприятиях, посвященных памятным датам, посещение школьного музея «Подвиг», приглашение ветеранов с рассказами о военном прошлом -это необходимо для воспитания таких нравственных качеств, как ответственности, чувства патриотизма, долга, активной жизненной позиции, которые будут необходимы детям в будущем. На ч\о обсуждались все значимые события нашей страны, нашего родного города: «Беседа, стихи «Пою тебя, мой город сад»,знакомились с историей улицы Народной, г де находится наша «Сотка», совершали экскурсии по нашему городу. Тематические беседы стали неотьемлемой частью нашего патриотического воспитания: ребята знакомились с историей нашей страны: «Сталинградская битва», «Ленинград-10 фактов истории», «Терроризм-угроза человечеству»,участвовали в школьных праздниках, посвященных Дню защитника Отечества». Традиционным в классе стал конкурс в стихах «Загляните в женские глаза», посвященный 8 Марта, Дню Матери.

Начиная с начальной школы мы приучаем детей дружить, понимать друг друга,даже если мы все такие разные.

Традиции нашей школы складывались годами и наша задача-сохранить их.

На часах общения, беседах с интересными людьми оживают многие интересные события иллюстрации того, как наш народ преодолел страшные годы российской истории, как рос, строился и развивался наш город,если люди могли договориться, достичь взаимных результатов и согласия. Именно этот путь ведет к толерантности через развитие толерантного сознания и выбора толерантного отношения. Состоялись встречи с ветеранами Кузнецкого района: участниками ВОВ и тружениками тыла. Они рассказывали подросткам о силе духа нашего народа, который пережил страшные годы войны.

Большое внимание в школе уделяется эстетическому воспитанию. Это способность восприятия и понимания прекрасного в жизни, в искусстве, развитие эстетических знаний, вкусов Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человеческих взаимоотношений между самими ребятами, учителями, между родителями и детьми в семье. Наши беседы,ч\о были направлены на пробуждение, утверждения красоты в жизни: к природе, музыке,к людям искусства.Говорили на разные темы: «Поговорим о прекрасном», «Поэзия вокруг нас», «Мой имидж», «Стиль моего класса», «Нет - вредным привычкам!».За годы учебы у обучающихся и их родителей постепенно складывались четкие представления о ЗОЖ, что «Быть здоровым -это модно и современно».Классному руководителю часто приходилось работать и с родителями, доказывая, что они являются примером для подражания для их детей.

В.А.Сухомлинский писал: «Если с детства ребенок не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение -он на всю жизнь останется нравственным невеждой»

Активная деятельность ребят –это главный фактор воспитания гражданина,забота о классе и школе, сверстниках, самом себе. Это первые шаги к самовоспитанию, саморазвитию. На протяжении учебных лет мы составили и придерживались формулы успешного ученика,которая состоит из следующих принципов:

Хорошо учиться;

Участвовать в делах класса и школы;

Заботиться о своем здоровье;

Знать свои права и обязанности;

Соблюдать законы школьной жизни;

Быть воспитанным и культурным человеком;

Любить и уважать город, где ты живешь, свою семью, которая тебя воспитывает;

Мечтать о любимом деле,о будущей профессии

Эти принципы обсуждались на ч\о, который назывался «Визитная карточка успеха ученика».

Воспитание гражданской ответственности начинается и с культуры речи наших подростков,их общения между собой.Ведь недаром слово-это дорожка от сердца к сердцу,в нем заключена большая сила.

Продолжается знакомство с правами и обязанностями обучающихся. В игровой форме «Путешествие в страну правовых знаний» ребята знакомились с правами и обязанностями на примере сказочных героев. Обращалось внимание на то, что эти правила определяют отношения людей в обществе

Большая работа проводилась волонтерами класса. Эти ребята проводили беседы в школе, готовили конкурсы строя и песни с младшими классами, организовывали Квэст-игры, участвовали в городских акциях, слетах. За свою деятельность волонтерская команда были награждена грамотой городского молодежного объединения «Хочу быть добровольцем» за победу в номинации фестиваля «Лучшая добровольческая команда» и вклад в развитие волонтерского движения.

Чтобы стать достойным гражданином,нужно с детства задумываться, мечтать о будущей профессии.Это проводится в виде бесед,анкетирования,игр «Аукцион профессий», «Профессии родителей,как стать лучше», «Познай самого себя» «Воспитание трудовой культуры у подростка».В этом вопросе большая роль должна отводится и родителям, поэтому на родительских собраниях рассматриваются вопросы «Роль родителей в воспитании ребенка», «Свободное время подростка», «Режим дня школьника», «Увлечения вашего ребенка», « Взаимоотношения родителей и детей», «Роль семейного воспитания на формирование личности подростка», «Авторитет родителей/отца, матери/».

Профориентационная работа в классе ведется давно: выбор профессии- это главная задача, стоящая перед подростком, молодым человеком. В классе проводилось беседы, ч\общения по темам «Выбор профессии -дело серьезное», анкетирование, работали психологи центра «Дар»,которые сделали заключение и предоставили родителям, администрации данные о каждом подростке по вопросу «Профессиональная сфера».Мы посетили центр занятости, где специалисты рассказывали о профессиях нашего города и их востребовательности на рынке труда. Ознакомились с книгами о выборе профессий и увлечениях людей в библиотеке им.Гоголя. Совершили экскурсии в ПК №57,техникумы нашего города,где ребята поучаствовали в мастер-классах,приглашали на встречи людей разных профессий. Многие определились с выбором дальнейшего пути обучения, некоторые нет. Мнения родителей часто не совпадает с решением ребенка.

Обычно и в семье и даже в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком,то есть как быть благородным и добрым,порядочным и совестливым,воспитанным, добросердечным, все это считается приходящим и само собой разумеющимся. Хочется,чтобы наши ученики были телесно здоровыми,душевно развитыми и духовно совершенными.Индивидуальные беседы с родителями и их детьми на все эти волнующие и злободневные темы остаются актуальными и по сей день.

Четыре правила воспитания активной духовно- гражданской позиции:

1.Не делай другим того, чего не желаешь себе.

2.Творите для других добро,если для этого у вас есть возможности.

3.Будьте патриотами своей нации и своей страны, своей малой Родины,уважайте свою семью и чтите свое семейное древо;

4.Будьте законопослушными,не допускайте нарушения законов,правил и норм поведения.

Первые и последние годы обучения- самые ответственные и самые запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность -прекрасную пору человечества. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным в эту пору жизни,особенно духовно,вступит подросток в этот период, во многом зависит от учителя, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом, от семьи, где воспитывается подросток и,конечно, от его самовоспитания, саморазвития.

18.12.2019 11:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!