СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственные основы образования: традиции и инновации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственные основы образования: традиции и инновации

В статье представлен опыт работы государственного учреждения образования «Движковская базовая школа Ельского района» по духовно-нравственному воспитанию.

Ключевые слова: направления духовно-нравственного развития личности.

Духовно-нравственное образование учащихся является ключевым фактором развития любой страны, так как на сегодняшний день наблюдается отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, снижение физической подготовки учащихся, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики. Все это происходит на фоне пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Формируются вредные привычки у детей. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Как же упорядочить работу всех направлений духовно-нравственного развития личности и создать единую систему воспитательной деятельности в учреждении образования?

Педагоги государственного учреждения образования «Движковская базовая школа Ельского района» пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность, принимают участие в Международной научно-практической конференции «Нравственные ценности христианства в контексте светского образования» (26.09.2013), в XIV Гаазовских чтениях в секции «Православие и педагогика» (08.02.2014).

Используемые в учреждении образования учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Ребенок школьного возраста, особенно на первой ступени образования, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Есть разные понимания духовно-нравственного образования. Некоторые считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Но главное не в получении знаний какого-либо предмета, а в том, чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному. Также нельзя забывать о том, что ценности личности ребёнка формируются в семье. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики Беларусь, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Опора на эти ценности должна помочь человеку противостоять разрушительным влияниям. Приобщая учащихся к традициям учреждения образования, педагоги заставляют каждого ребенка задуматься о долге, чести, совести, достоинстве.

Для достижения данной цели организовываются воспитательные мероприятия по взаимодействию учреждения образования, семьи с религиозными объединениями, учреждением дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного образования обучающихся. Радуют результаты исследовательских работ «Библейские сюжеты в русской литературе», конкурса сочинений «Вера в сердце моём» 2012,2013,2014 годов (дипломы 1, 2, 3 степеней, благодарственные письма государственного учреждения образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла», приглашения учащихся учреждения образования в город Минск для участия в конференциях).

Но смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют педагогов искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Если говорить о формах внеурочной работы, то эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся, которые позволяют реализовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей.

Хочется отметить в духовно-нравственном воспитании роль библиотеки. Воспитать нравственную личность без книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности, нравственности, культуре. В основе этого лежат правила этикета. Особенно было интересно узнать учащимся 6 класса об исторических корнях этикета, когда ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. Где не остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего, чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, – простой ли человек, или знатный, или посол, угостите пищей или питьем. Больного посещайте, мертвого пойдите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово.»

Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Но чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Важную роль в духовно-нравственном образовании играет личность самого учителя, его позиция и образ, эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Теперь перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Сегодня в современных учреждениях образования создаются условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными можно считать спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое.

Дудковская Светлана Анатольевна, государственное учреждение образования «Движковская базовая школа Ельского района», директор, учитель высшей квалификационной категории, 247832, деревня Движки, переулок Октябрьский, 5, 8-02354-40512, [email protected].

27.02.2021 16:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!