СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Земля российская и жизнь людей, ее населяющих, издревле держалась на ценностях и принципах, без которых невозможно представить русский мир. Самыми важными из них являются: свобода слова и вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; межнациональный мир; любовь и верность; забота о пожилых людях и детях, патриотизме; национальном единство. Для сохранения и развития своей государственности и национальной отличительности каждое поколение, жившее на русской земле, решало одну и ту же важнейшую задачу, - воспитание детей.

Вопросы нравственного развития волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в педагогике. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Сегодняшнее российское общество нуждается в образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и выдающимися чертами личности.

Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в школе предметов. Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Как видим, понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Считается, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей направленная на формирование высших нравственных ценностей у обучающихся Семьей, школой, обществом, религией за долгие годы выработан неизменный, прошедший испытание временем национальный идеал, вобравший в себя основные человеческие качества: нравственность, творческий потенциал, гражданственность, приверженность национальным духовным традициям, соответствие культурным особенностям.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие личности ребенка. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания.

В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции по этическим проблемам.

Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей. Слово учителя для ребенка является своего рода инструментом воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с учителем, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей открывают человеку глаза на самого себя.

Нравственное воспитание личности ребенка - одна из самых важных задач школы. В процессе нравственного воспитания школа формирует чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, уважение к людям. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества учителя превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на взаимоотношения детей. В современном обществе дети очень жестоки по отношению друг к другу. Учитель должен помочь ребенку осознать безнравственность своего поступка. Необходимо, разумеется не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших такое действие.

Нравственное воспитание школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, где происходит накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке дети приучаются к самостоятельной работе, учатся слушать своих товарищей, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь, переживать чувство радости и огорчения от неудач.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так, при знакомстве с историей войн, сражений учащиеся готовят сообщения, презентации используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет. А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи, дети понимают, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.

Так, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем дворянам, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм духовно- нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Например, в 8 классе при изучении тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы человечества» даю учащимся групповое задание - провести экологическую разведку окрестностей города и написать свой творческий отчет и предложения по улучшению экологической обстановки родного края. Ученики выпускают плакаты, пишут творческие работы (сочинения, эссе) на темы: «О чем скорбит природа моего края?»

Дети получают удовлетворение от своей работы, учатся отстаивать свою жизненную позицию, выявлять и критиковать негативные явления в обществе, стремятся внести свой посильный вклад духовно-нравственное воспитание и развитие опирается на следующие ценности:

- патриотические чувства гражданина России;

- гражданская идентификация;

- общечеловеческие ценности;

- поликультурный мир;

- личное нравственное самосовершенствование.

Не только на основе знаний, можно воспитывать у учащихся необходимость заботливо относиться к истории, культуре, к людям — свидетелям героических событий нашей страны.

Работа в данном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!

Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.

Дети не только наше будущее, они наше настоящее. Учительство - особый дар, призвание. Подлинный учитель укажет ребенку шкалу подлинных ценностей, научит распознавать добро, зло, научит творить собственную душу.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.

Так, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем дворянам, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм духовно- нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Например, в 8 классе при изучении тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы человечества» даю учащимся групповое задание - провести экологическую разведку окрестностей города и написать свой творческий отчет и предложения по улучшению экологической обстановки родного края. Ученики выпускают плакаты, пишут творческие работы (сочинения, эссе) на темы: «О чем скорбит природа моего края?»

Дети получают удовлетворение от своей работы, учатся отстаивать свою жизненную позицию, выявлять и критиковать негативные явления в обществе, стремятся внести свой посильный вклад духовно-нравственное воспитание и развитие опирается на следующие ценности:

- патриотические чувства гражданина России;

- гражданская идентификация;

- общечеловеческие ценности;

- поликультурный мир;

- личное нравственное самосовершенствование.

Не только на основе знаний, можно воспитывать у учащихся необходимость заботливо относиться к истории, культуре, к людям — свидетелям героических событий нашей страны.

Работа в данном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!

Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.

Дети не только наше будущее, они наше настоящее. Учительство - особый дар, призвание. Подлинный учитель укажет ребенку шкалу подлинных ценностей, научит распознавать добро, зло, научит творить собственную душу.

Категория: История
05.05.2015 17:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!