СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
295492 РК, Симферополь, пгт. Аграрное, ул. Спортивная, 1А
тел. 3(652) 26-33-19, e-mail:
ОКПО 00798073, ОГРН 1159102009197, ИНН/КПП 9102068621/910201001
Предмет: математика
Класс – 4
УМК: «Школа России»
Тема: Единицы длины. Километр.
Разработал: учитель
начальных классов
Тимошенко А.А.
пгт. Симферополь, 2021
Урок математики в 4-м классе "Единицы длины. Километр"
Тема урока: Единица длины: километр (4 класс)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы и приемы: - использование ИКТ
- технология личностно-ориентированного обучения
- интерактивное обучение
- здоровьесберегающие технологии
Цели: познакомить детей с новой единицей измерения длины – километром, дать представление об использовании новой единицы измерения на практике, научиться соотносить единицы длины.
Задачи учебного занятия:
Обучающая:
- формировать умение различать понятия «Величина» и «Единицы измерения этой величины», умение соотносить единицы длины, умение пользоваться линейкой;
- совершенствовать навыки устного счёта, приемы письменных вычислений. Совершенствовать умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа;
- развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь;
- прививать любовь к предмету;
- совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа;
Воспитывающие:
- воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учебе.
- воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе.
Развивающая:
- способствовать развитию грамотной речи, взаимодействия между учащимися.
- развивать умение работать в паре и умение выстраивать самостоятельную работу.
- способствовать развитию умения планировать свою деятельность.
- формировать интерес к предмету математики.
- развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности.
Развитие универсальных учебных действий:
Предметные результаты:
- познакомить учащихся с единицей измерения длины: километр; - продолжить работу над решением задач;
- прививать интерес к предмету;
- выработать каллиграфическое написание цифр,
Метапредметные результаты:
- усвоить единицу измерения длины: километр;
-решать задачи;
- выработать каллиграфическое написание цифр,
-навыки чтения
Регулятивные:
- анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты;
- определить план выполнения задания на уроке, следовать плану и алгоритму при выполнении задания.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управлять поведением партнёра, контролировать себя и партнера при работе в паре, в группе
Личностные:
- оценивать результаты выполненной работы;
- развивать внимание, вариативность мышления;
- развивать креативность и творческие качества личности;
- воспитывать бережливость, аккуратность, привычки ухаживать за своими вещами, экономить своё и чужое время.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Презентация к уроку.
Таблица «Единицы длины».
Карточки с индивидуальными заданиями к устному счёту
Карточки с заданиями
Учебник Математика М. И. Моро 4 класс. М., «Просвещение»,2014 г
.
Ход урока
Настроить на работу, эмоциональный настрой
- Ребята, поприветствуйте гостей улыбкой, улыбнитесь друг другу.
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.
Внимательно слушают, улыбаются,
Отработать навык каллиграфического письма цифр
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
- Запишите минутку чистописания, цифры должны быть написаны каллиграфически правильно.
Записывают дату
Выполняют минутку чистописания
Повторить пройденный материал
- Ребята, давайте разомнём наши головки.
- Прочитайте числа (на слайде)
99 999 – увеличьте на 1
27 000 – уменьшите на 1
139 089 – назовите следующее при счёте
8645 – назовите общее количество сотен
836 056 – назовите общее количество тысяч
700 380 – уменьшите в 10 раз
46 997 – назовите количество единиц каждого разряда
60 683
600 150 – сравните два последних числа.
- Назовите наибольшее число, наименьшее.
- Молодцы!
II. Индивидуальная проверка знаний. Работа по карточкам.
Проверка домашнего задания.
С.38 № 12
Решение:
Ответ: на 200 метров меньше.
Дополнительный вопрос (фронтальная работа). Найдите всё расстояние до озера и обратно, если идти разным путём.
С.39 № 25 (1-4 столбики).
Фронтальная работа. Слайд.
- Выберите только те числа, которые являются ответами примеров.
184-и |
985-ы |
1085-р |
17-к |
520-ч |
66-в |
863и |
911-н |
98-е |
706-м |
104-л |
844-о |
III. Сообщение темы урока.
- Расположите данные числа в порядке возрастания и вы узнаете, как называется раздел учебника, изучению которого мы посвятим сегодняшний и несколько последующих уроков.
66 |
98 |
104 |
184 |
520 |
863 |
911 |
985 |
В |
Е |
Л |
И |
Ч |
И |
Н |
Ы |
- Какие величины встретились вам при решении домашней задачи? (Длина.)
- Какие ещё величины вы знаете? (Масса, время.) Слайд 7.
- Предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие) по теме "Единицы длины". Слайд .
- Сколько лет исполняется нашему городу в 2012 году? (Белорецку 250 лет).
- Путешествовать мы будем на этом поезде. Он - скоростной, потому что за урок мы должны много узнать, сделать, запомнить. Итак, поехали!
IV. Устный счет. Фронтальная работа.
1. Предлагаю провести "Географо-математическую минутку".
- Запишите в тетрадь многозначные числа, которые прозвучат:
а) Слайд. Республика Крым расположена на Юге Российской Федерации на отдельном полуострове и граничит с Краснодарским краем России,территория -26 860 км.кв., протяженность с востока на запад-360 км, с юга на север -180 км, Крымские горы: самая высокая Роман-Кош -1545 м.
Замените данные числа суммой разрядных слагаемых.
б) Слайд . Мы путешествуем по берегу р. Салгир - самой большой реки в Крыму. Её протяженность - 232.км.
- Что показывает цифра 3 в записи числа?
в) Слайд 12. В Крыму высятся Крымские горы. Выше других поднялись горы Роман-Кош -1545 м, Демир-Капу и гора Валентина - 1541 метр, Зейтин –Кош -1537м.
- Назовите соседей числа 1640. (1639 и 1641)
- Определите сколько всего десятков, всего сотен в числе 1586. (В числе 158 десятков).
- Сравните эти числа. (1630 >1486)
2. Задание на развитие логического мышления. Слайд 13.
- Внимание! Поезд прибыл на станцию Смекалкино.
- Посмотрите на эти интересные значки. Какой будет следующий?
V. Актуализация знаний.
1. Слайды.
- Давайте вспомним, какие единицы длины вы уже знаете? Назовите их в порядке увеличения.( миллиметр, сантиметр, дециметр, метр)
- Сколько дециметров в 1 метре?
- Сколько сантиметров в 1 метре?
- Сколько миллиметров в 1 метре?
2. Станция Измерялкино.
Практическая работа в парах. С. 41, № 200 (1).
Нам весело живется - Понятно всем без слов. На глаз определить длину отрезков Кто уже готов?
- Сравните длину отрезков на глаз.
- Проверьте с помощью измерения.
- В каких единицах можно выразить длину отрезков? (см, мм)
- Запишите в виде неравенства получившиеся длины отрезков. (АВ < СД > МК, 30 мм < 80мм > 50мм, 3 см < 8 см > 5 см)
3. Самостоятельная работа в парах с последующей самопроверкой. Оценивание.
№ 201 (1, 2 столбики). Слайды .
Физминутка для глаз
Слайд.
VI. Работа над новым материалом. Фронтальная работа.
Слайд .
- Какие единицы длины удобно использовать при измерении ширины окна, длины карандаша, толщины спички?
Слайд.
- Удобно ли использовать эти единицы длины для измерения расстояний между населенными пунктами?
- Кто знает, какой единицей измеряются большие расстояния? (километр)
- Из каких двух частей образовалось это слово? (кило + метр)
Кило. (франц. kilo., от греч. chilioi - тысяча), приставка для образования наименований кратных единиц, по размеру равных 1000 исходных единиц. Сокращённые обозначения: русское к, международное k. Приставка пишется слитно с наименованием исходной единицы.
- Как будем писать это слово сокращено? (километр - км)
- Если кило - тысяча, то сколько метров в 1 километре? (1 км = 1000 м)
Чтение параграфа в учебнике на стр. 40.
- Как называется новая единица измерения длины?
- Как она обозначается кратко?
- Сколько в 1 км метров?
VII. Закрепление новых знаний. Фронтальная работа.
- Сколько метров в 3 км? В 5 км? В 10 км? Слайд.
- Какое расстояние отмечено на указателе ст. Смекалкино? (20 000 метров)
- Сколько это километров?
Подвижная физминутка.
Руки подняли и покачали -это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Крыльями помашем
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем
Крылья сложили назад,
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели…
- Мы приближаемся к ст. Задачкино. Слайд . Какое расстояние мы проехали?
(60 000 м = 60 км)
Решение задач с использованием единиц длины. № 203, с.41. Слайды .
- Как может двигаться транспорт? (друг за другом, навстречу, в разные стороны)
Чтение задачи вслух.
- Рассмотрите первый чертеж. Дополните его.
- Как движутся автобусы? (навстречу)
- Какой путь проехал первый? (160 м) Второй? (140 м)
- Какое расстояние между остановками? (1км) Сколько это метров? (1000 м)
- Из каких частей (отрезков) состоит все расстояние? (из того, что проехал первый автобус, второй автобус и оставшееся расстояние)
Решение задачи с объяснением. 1 ученик у доски. Оценивание.
Ответ: 700 метров.
- Рассмотрите второй чертеж. Как движутся автобусы? (в разных направлениях)
- Расстояние, пройденное каждым автобусом изменилось? (нет)
- Расстояние между остановками изменилось? (нет)
- А между автобусами изменится? (да) Почему? (раньше автобусы ехали навстречу, а теперь - в разных направлениях) Как изменится расстояние между автобусами? (станет больше)
- Из каких отрезков состоит это расстояние?
Решение задачи в парах с последующей самопроверкой.
- Сравните решения задач. Чем похожи?
- Чем отличаются? Почему?
- Какую новую единицу длины использовали при решении задач?
- Что пришлось сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры)
VIII. Закрепление изученного.
Последняя остановка - ст. Вычисляйкино. Слайды .
1. Самостоятельная работа. С. 41, № 202 по выбору.
Проверка с сообщением дополнительных сведений о других мерах длины.
Ярд - расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.
Сажень - расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой.
Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего).
Слайд.
- Какое расстояние указано на ст. Вычисляйкино? (100 000 метров)
- Сколько километров нужно проехать, чтобы вернуться в Белорецк? (100 км)
Викторина с использованием таблицы мер длины. Слайд 39.
Какого роста была Дюймовочка? (2 см 5 мм)
Каков был рост человека, про которого говорят "от горшка два вершка"? (8 см 8 мм)
Когда морякам желают удачного плавания, им говорят "7 футов под килем". Сколько это метров? (2 м 13 см)
Слайд .
9.Подведение итогов урока.
Наше путешествие по планете «Величиния» мы продолжим на следующем уроке. Понравилось путешествие?
Что нового узнали на уроке?
Какие знания и умения, ранее полученные, пригодились сегодня на уроке?
Какую цель ставили в начале урока?
Как вы думаете, мы достигли этой цели?
Выберите смайлик своего настроения. Попробуем оценить свою деятельность на уроке.
X. Домашнее задание. Комментарий по выполнению домашней работы.
С. 41, № 200 (2), № 204, дополнительно: составить похожую задачу.
© 2021, Тимошенко Алла Анатольевна 224