СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эдвард Григ (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.2. Фортепианная миниатюра в творчестве Э. Грига как отражение черт стиля композитора

Своеобразие творчества Грига основано на широком использовании элементов народной музыки. «Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских песен, - писал он, - и пытался создать национальное искусство из этого до сих пор неосознанного источника народной души». В произведениях Грига находят отражение народные сказания и легенды, песни и танцы; композитор рисует в них картины норвежской природы. «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное ...», - так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.

В обширном наследии Грига представлены основные музыкальные жанры: сценическая и хоровая музыка, симфонические произведения, камерные ансамбли, фортепианные сочинения, романсы. По преимуществу миниатюрист, Григ наиболее полно проявил себя в области фортепианного и камерного вокального творчества. В этих жанрах сказались лучшие стороны его дарования, тонкий и задушевный лиризм. Фортепианное творчество Грига много­гранно. В нём нашли отражение и образы природы, и поэтичные картины народной жизни, и скрытые движения человеческой души. Его небольшие фортепианные пьесы можно сравнить с лирическими стихотворениями, в которых немно­гими словами выражена полнота впечатлений. Таковы фортепианные циклы, которые композитор писал на протяжении всего творческого пути. Среди них первое место занимает большой цикл «Лирические пьесы» в 10 тетрадях (1867 - 1901). В этих пьесах Григ по-новому продолжает тради­ции романтической программности и создаёт своеобразный дневник впечатлений художника. Здесь и северные пейзажи («На родине», «Весной», «Мальчик-пастух», «Вечер в горах»), и причудливые образы народной фантастики («Танец Эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»), и поэтические картины настроений («Ариетта», «Меланхолия»,. «Ноктюрн», «Из юных дней»). В лирическом плане прелом­ляются у Грига характерные сцены народной жизни («Свадеб­ный день в Тролльхаугене»).

Особую группу в фортепианном творчестве Грига составляют обработки норвежских песен и танцев, в которых особенно ярко выявился самобытный стиль композитора. В раннем и среднем периоде творчества Грига пользовался в основном записями норвежского фольклориста Л. М. Линдемана, давая им новую жизнь оригинальной гармонизацией («25 народных танцев и песен», «Норвежские танцы»).

Новые черты Григ вносит в позднейшие обработки собственных записей 1890-1900 гг. Не сглаживая некоторой жёсткости стиля народных танцев, Григ ярко воплотил в своих «халлингах», «спрингарах», «гангарах» светлое, здоровое восприятие жизни, свойственное норвежскому народу. Работая в жанре фортепианной миниатюры, Григ уделял большое внимание также и формам сонаты, концерта, вариационного цикла. Среди его фортепианных сочинений выделяется ранняя юношеская соната e-moll полная романтического порыва. Огромным завоеванием Грига явился концерт для фортепиано с оркестром (1868) - первое крупное сочинение, доставившее композитору мировую известность. Светлая, вдохновенная музыка Грига прозвучала как гимн Норвегии. Концерт вызвал восторженную оценку крупнейших пианистов мира - Ф. Листа и А. Г.Рубинштейна.

Широким драматическим размахом и глубиной чувств отмечена фортепианная Баллада в форме вариаций на народную тему, во многом перекликающаяся с балладами Ф. Шопена. К фортепианным сочинениям Грига близко примыкают его камерные ансамбли: 3 сонаты для скрип­ки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, 2 струнных квартета. Композитор тонко чувствовал природу смычковых инструментов, имеющих в Норвегии свою давнюю традицию. Под впечатлением игры народных скрипачей у Грига возникла лучезарная музыка 2-й скрипичной сонаты, в которой воплотились ритмы норвежского танца. В медленных частях циклов получили отражение лирико-созерцательные народные напевы (3-я скрипичная соната, соната для виолончели и фортепиано). Монументальностью форм и широтой развития отличается 1-й струнный квар­тет Грига, являющийся своеобразной «камерной симфонией», навеянной образами суровой горной природы. В квартете, как и в других ансамблях, Григ применяет кра­сочную «оркестральную» манеру письма.[1]

«Миниатюризм» Грига – одно из коренных свойств его стиля, возникших отнюдь не вследствие ограниченности мышления или отсутствия дара развития», - указывает в своем труде И.А. Касьянова, - «Влечение к малой форме было присуще композитору прежде всего как лирику, стремившемуся не столько к драматическому развитию данной темы, сюжета, сколько к сосредоточенному высказыванию мысли и чувства. Эту способность сжатого, точного выражения мысли Григ воспитывал в себе с юных лет. Но особенно полно проявилась она в поздний период его творчества, целиком посвященный созданию романсов и небольших фортепианных пьес».[2]

Фортепианная миниатюра – один из любимейших жанров Грига, где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Это своеобразные «дневниковые записи» композитора, которые можно сравнить с фортепианными циклами Шумана, «Песнями без слов» Мендельсона, «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» Шуберта, прелюдиями Шопена. Общее здесь – лирическое настроение, мелодическое богатство, небольшие масштабы.

С точки зрения содержания григовские миниатюры можно условно разделить на 2 группы: в первой – более субъективные настроения, нередко связанные с личными переживаниями композитора; пьесы второй группы – это зарисовки сцен народного быта, музыкальные пейзажи.

Григ написал около 150 фортепианных пьес, 66 из которых включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в фортепианном творчестве композитора (кроме него – «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»).

Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля композитора больше всего определяется глубокой связью его с норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий. В его произведениях лирико-драматического плана, казалось бы далеких от жанрово-бытовых образов, слышны характерные ритмы халлинга и спрингданса. Спрингданс (springe - прыгать, «танец вприпрыжку») - один из распространенных в Норвегии танцев, легкий и подвижный, трехдольный, с живыми и разнообразными ритмическими узорами, с переменами ритмических фигур, смещением сильной доли такта («Лирические пьесы» Грига ор. 12, No 6). Халлинг - сольный мужской танец. Четный размер, четкие упругие ритмы, подвижность и энергия движения передают характер танца, демонстрирующего силу, ловкость, мужественность. Мелодии Грига пронизаны интонациями, типичными для норвежской музыки, такими, например, как ход от первой ступени лада через вводный тон к квинте: мелодические обороты со звучанием большой септимы: Типы мелодического движения зачастую напоминают характерные народные инструментальные наигрыши. Так, прообразом вступления ко второй скрипичной сонате являются импровизации народных скрипачей. Такие фактурные приемы, как выдержанный органный пункт в басу, квинтовый бас, идут от звучаний народной инструментальной музыки. Замечательное мастерство вариационного и вариантного развития мелодии, свойственное Григу, коренится в народных традициях многократного повтора мелодии с изменениями ее.[3]

Стиль Грига, как считает М.А. Друскин, отмечен яркой индивидуальностью и национальной характерностью. С первых шагов творческой жизни он стремился овладеть «родной речью» норвежской музыки. Композитор свободно претворяет ладовые, интонационные черты норвежского мелоса.

 Под воздействием норвежского музыкального фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы: использование старинных диатонических ладов (особенно лидийского мажора, с повышенной 4-й ступенью), красочные совмещения аккордов различных функций, длительностей, остинато, обилие органных пунк­тов, энергичная, острая ритмика.

Впитав в юности влияния немецкого романтизма, Григ всё ярче проявлял затем свою индивидуальность. От природы одарённый особым чувством колорита, он внёс много нового в области гармoнии и фактуры. Присущие ему качества тонкой живописной изобразительности пронизывают его музыку особым ощущением света, воздуха и пространства. Красочность гармонии в произведениях Грига сближает композитора с его французским современником - К. Дебюсси, представителем импрессионизма. Непрерывно обогащая свой стиль, Григ преследовал главную цель создания подлинно народного искусства, способного трогать и волновать сердца.[4]

 

[1]Корнева В.И. Фортепианное творчество Э. Грига. // Музыкальная жизнь. – 2005. - №4. – С.30-32

[2]Касьянова И.А. Э. Григ и его творчество как этап развития фортепианной миниатюры.  – Самара: Сам Г П У, 2009. – С.46

[3]Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. Популярные лекции.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.147

[4]Друскин М.А. История зарубежной музыки: Учебное пособие - М.: Музыка, 2008. – С.328

Категория: Музыка
11.01.2015 12:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!