СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные приёмы формирования иноязычной речи на уроках английского языка в период внедрения новых государственных образовательных стандартов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «АРТЕМОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7» районный семинар учителей иностранного языка, выступление на тему: " ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПЕРИОД ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ". Подготовила учитель английского языка Терновская Я.В., 2017 год

Tell me and I forget, teach me and I may remember, involve me and I learn.

Benjamin Franklin

Скажи мне – и я забуду,

научи меня – и я запомню,

вовлеки меня – и я выучу

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Поэтому, считаем необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения.

Первоочередным условием повышения интереса к предмету «Иностранный язык» является формирование коммуникативной мотивации.

Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  • доброжелательная обстановка на уроке;
  • положительный эмоциональный климат;
  • доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности

Для формирования иноязычной речи учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят :

  • нестандартные формы проведения уроков(урок-диалог, урок-соревнование, урок с групповыми формами работы, урок-конкурс, урок-игра),
  • нетрадиционным формам обучения (интегрированные занятия, проектные занятия),
  • предметные недели иностранных языков,
  • олимпиады или олимпиадные задания по языку,
  • необычные формы предъявления изучаемого материала (с включением игровых моментов, подбор материала на волнующие старшеклассников темы),
  • внеурочная работа по предмету;
  • применение на уроках различных технических средств (аудио проигрыватель, компьютер)

(На своих уроках применяем разные педагогические технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

Наиболее часто в своей практике используем современные педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • игровые технологии;
  • технологию сотрудничества;
  • технологии современного проектного обучения;
  • информационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологи
  • Игровые технологии

Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности присущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой деятельности ребенка. Игра несёт в себе большой положительный заряд в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным - с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре дети. По меткому выражению Л.С. Выготского, «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

На уроках регулярно применяем следующие виды игр:

  • грамматические (построение вопросительных предложений, например, Is it a … ?, Where is … ?, Who is … ?, etc.);
  • лексические (намеренные ошибки в употреблении слов, домино);
  • фонетические (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т. п. как только услышим слово на определенный звук и др.);
  • орфографические (шифровки, ребусы и т. п.);
  • аудитивные (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования);
  • речевые (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т. д.), которые способствуют формированию речевых навыков.
  • драматизация ( представления в виде сцен, рассказов, сказок, забавных историй) и ролевая игра.

Технология сотрудничества

Огромные возможности для формирования иноязычной речи, а также развития познавательной активности учащихся таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества, которая помогает не только развить коммуникативные навыки на уроках иностранного языка, но и вовлечь в процесс обучения всех учащихся как отстающих, так и успевающих, что является важным аспектом для любого урока. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени, и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что в сочетании с другими формами организации обучения, работа в малых группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь говорить.

  • Проектная методика

Кроме того, элементом педагогики сотрудничества, также помогающим создать и в полной мере ощутить (что очень важно!) ситуацию успеха на уроке, является проектная методика. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.(слайд 13) Проект, применительно к уроку иностранного языка, это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т. д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараемся разнообразить тематику, предварительно выясняем, что было бы интересно ребятам. Младшие школьники предпочитают готовить проекты по темам «Животные», «Еда», «Времена года. Погода», «Мой дом / комната». Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники», «My dream clothes», старшеклассники делают более сложные проекты на экологическую тематику, как сохранить здоровье и т. п.

Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить её другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

  • Информационные технологии

Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ. Компьютер значительно облегчает труд преподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным.

Использование ИКТ на уроках английского языка способствует:

  • активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов;
  • достижению высоких результатов;
  • изменению стиля урока - урок стал насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче;
  • повышению мотивации учащихся.

Систематически при организации ситуации успеха на уроках английского языка использую электронные учебники программы Байтерек, обучающую программу с игровыми элементами “Way Ahead”, электронное пособие «Занимательный английский», “Funny English”, базу электронных дидактических материалов (презентации, флипчарты). Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков для работы в классе.

Использование на уроках английского языка Интернет ресурсов помогает решать ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети: страноведческий материал, онлайн словари; совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся активно принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет.

При работе учащихся с персональным компьютером применяются следующие виды работ:

  • аудирование диалога, текстовой информации;
  • упражнения на овладение лексикой и грамотой;
  • упражнения в виде кроссвордов, в виде игры на составление предложений;
  • работа с Интернет ресурсами: выполнение онлайн-тестов, перевод слов с использованием онлайн-переводчиков, создание тематических презентаций, направленных на изучение страноведческих и грамматических навыков;
  • проведение тестирования с использованием программы “My test”.

Периодическое использование персональных компьютеров, Интернет ресурсов, т.е. информационных технологий вызывает огромный интерес у детей, повышает их познавательную активность, усиливает мотивацию в изучении иностранного языка, способствует формированию иноязычной речи.

  • Здоровьесберегающая технология

Главной задачей учителя в здоровьесбережении учащихся должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки в классе, создание у детей положительно эмоциональной настроенности на уроке и повышение интереса у школьников к изучению иностранного языка.

На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки стараюсь проводить в сопровождении песен, считалок, рифмовок, стихов, проговариваемые учащимися хором.

  • Рефлексия

В последнее время большое внимание в образовании уделяется рефлексивной деятельности. Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. С помощью рефлексии я учу понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

На своих уроках применяем такой приём как рефлексия. Считаем рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь; помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке; что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока; с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить. Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что:

а) даём возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаем другим детям сделать это;

б) при неудачном исправлении ошибок сами даём правильный ответ;

в) воспитываем терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;

г) откладываем коррекцию до конца задания;

д) записываем серьёзные ошибки во время ответов и возвращаемся к ним, когда ученик закончил говорить;

е) стараемся давать положительную оценку работе учащихся;

ж) у учащихся всегда есть возможность исправить оценку либо предоставить невыполненную работу в течение недели.

Наиболее часто применяем техники рефлексии: «Смайлики», лестница успеха, синквейн.

Результаты нашей работы дают определённый положительный результат. Наблюдается положительная динамика качества знаний с 58,8% почти до 60%. Также с каждым годом растёт число призёров и победителей различных конкурсов и олимпиад по английскому языку.

  • Психологическая атмосфера

Во всех классах, в которых мы работаем, сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на уроках достаточно комфортно, конфликтных ситуаций практически не бывает. Одним из факторов сложившихся отношений считаю обладание чувством юмора, а также учёт психо-эмоционального состояния ребят на момент урока.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: собеседник, исследователь, консультант.

Считаем, что созданные мною условия позволяют учащимся чувствовать себя комфортно на уроках английского языка.

Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, конфликтные ситуации, возникающие на уроках.

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребёнок уходит с урока.

Любой урок состоит из определённых этапов и частей. Необходимо, чтобы одним из этапов урока стала так называемая «изюминка». Урок должен нести не только определённые знания, но и радость каждому ученику. «Изюминка» позволяет разнообразить урок, сделать его интересным, живым, весёлым. Это может быть шутка, короткий рассказ, игра, отрывок из фильма, аудио пособие, необычное начало урока. Она может иметь место в середине урока или в конце. Это возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности. Это своего рода релаксация, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.

11.03.2018 11:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!