СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Екатерининский дворец. От Антикамер до Янтарной комнаты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Екатерининском дворце я последний раз была в 2014 году. Тогда в Большом зале можно было танцевать, а вот фотографировать в Янтарной комнате категорически запрещалось. Сейчас все с точностью наоборот.

Плюс, часть комнат-залов была закрыта.

Но обо всем по порядку.

Прогулявшись по парку, мы за пять минут до нашего сеанса были уже у входа во дворец. Прошли через первые турникеты, затем через арочный металлодетектор и вторые турникеты, где у нас проверили паспорта. Затем получив бесплатный аудиогид и сдав вещи в камеру хранения, прошли через третьи турникеты. И наконец нацепив на ноги бахилы отправились по парадной лестнице на аудиоэкскурсию.

Надо сказать, что гулять с аудиогидом здорово, лучше чем ходить толпой за экскурсоводом. Один минус - бездушному аппарату вопросы не задашь.

Итак, парадная лестница. Она расположена в центральной части дворца и первоначально строилась по проекту Чальза Камерона. Того самого, чье имя носит соседняя галерея.

До перестройки дворца в 1779 году Екатериной II, на этом месте был роскошный Китайский зал ( вот почему сюда так рвутся китайцы. Если вдруг кто не понял - это шутка.) При переделке лестницы в 1860 году архитектор И.Монигетти украсил стены и потолок лепными украшениями. На лепных консолях установил китайские и японские вазы (видимо дань некогда находившемуся здесь залу), в специальных углублениях разместил большие фарфоровые блюда, часы и барометр.

Верхние площадки парадной лестницы украшают две скульптуры. Мы осмотр дворца начали со скульптуры "Амур пробуждающийся"

В соседней, первой в череде многочисленных залов, комнате - деревянный макет дворца, построенного во времена Екатерины I. На потолке и стене - фрагменты резных украшений. (Листайте галерею)

Большой зал Екатерининского дворца. Его площадь 830 квадратных метров - это самое большое помещение во всех пригородных дворцах Санкт-Петербурга. Сейчас передвигаться можно только вдоль окон. Центр огорожен столбиками с канатами. Главным украшением Большого зала бесспорно является золоченая резьба, уникальная и не имеющая аналогов в мировом искусстве. Пространство между высокими окнами-дверьми заполнено зеркалами, которые отражают все это великолепие.

Стеклянные двери ведут в три антикамеры. Они предназначались для вечерних собраний, концертов, балов.

Антикамерами в XVIII веке назывались помещения, расположенные перед главным залом. Стены комнат также украшены золоченой резьбой.

В Первой антикамере стоит столик, принадлежавший Екатерине II.

Во Второй антикамере экспозиция предметов из обнаруженного в 2012 году клада из особняка Нарышкиных. Но о нем я расскажу отдельно.

Каждая из трех аникамер имеет свое оформление. Резные жирандоли со свечами Третьей антикамеры отражаясь в зеркалах создают невероятные световые эффекты. Во времена Екатерины II Третью антикамеру называли Биллиардной, так как здесь стоял бильярд, вошедший в моду в конце века.

Пройдя через Большой зал с другой стороны мы попадаем в Кавалерскую столовую. Здесь устраивались приемы рассчитанные на небольшое количество гостей. На столе образцы четырех "орденских" сервизов, выполненных на заводе Ф.Гарднера. Изразцовая печь с кобальтовой росписью дополняет убранство зала. Такие печи были установлены во всех парадных комнатах дворца.

Через Парадную лестницу, где нас встречает "Амур Спящий", мы направляемся в следующую столовую.

Белая Парадная столовая. Она предназначалась для повседневных придворных обедов. Когда не было гостей, здесь обедала императорская семья, а в ее отсутствие тут обедал двор. Изысканный сервиз выполнен на Мейсенской мануфактуре в Германии. Необычной популярностью в те времена пользовались масленки-обманки в виде цветка, персика, лимона, груши, граната и артишока. Согласно традиции XVIII века стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен цветочными гирляндами, а также фарфоровой композицией, которая изображает беседку, напоминающую «Большой каприз» в Царскосельском парке.

Малиновая столбовая. В ее отделке, так же как и в следующей Зеленой Столбовой, Ф.Растрелли применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой. Они и дали название комнатам. В центре Малинового зала — ломберный стол с уникальным шахматным гарнитуром китайской работы XVIII столетия (доска инкрустирована перламутровыми пластинками, резные фигуры выполнены из кости).

Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор.

Следующий зал - Портретный. Свое название получил благодаря парадным изображения царственных особ, которые демонстрировались в зале. Впрочем, и сейчас тоже, на стенах, затянутых белым узорчатым штофом помещены большие парадные портреты Екатерины I и Елизаветы Петровны. Так стены комнаты украшают исполненные неизвестными живописцами XVIII века портреты великой княгини Наталии Алексеевны и Екатерины II.

Следующая комната, пожалуй, самая известная комната Екатерининского дворца. Янтарную комнату, а речь именно о ней, — часто называют одним из чудес света. О ее возникновении, как и об исчезновении ходят легенды и мифы.

Интерьер Янтарной комнаты уникален. В убранстве комнаты использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размеров. Большая часть этих мозаик была подарена Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I. Во время одного из своих визитов в Берлин Петр I осмотрел готовые панели для Янтарной галереи и выразил восхищение и желание иметь подобное уникальное творение в России. Елизавета Петровна приказала перевезти янтарные панели в Царское село, где Ф.Растрелли дополнив их зеркальными пилястрами и золоченым резным орнаментом создал настоящую жемчужину.

Выйдя из Янтарной комнаты мы попадаем в Картинный зал Большого Царскосельского дворца, получивший свое название благодаря оригинальной отделке — живописным полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески. Картинный зал часто служил и парадной столовой, его использовали для дипломатических приемов. Главную роль в убранстве комнаты играет коллекция работ мастеров западно-европейской живописи XVII - начала XVIII века, которая была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. Имея художественную ценность, собрание произведений использовалось исключительно с декоративной целью.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая. Ее отделка была выполнена по проекту Ф. Растрелли: стены покрывал белый штоф в резных золоченых рамах, двери украшали выполненные по моделям скульптора И.-Ф. Дункера десюдепорты. Печь с «гамбургскими» изразцами дополняет интерьер комнаты. Внимания заслуживают резные золоченые кресла русской работы середины XVIII века и выполненное в 1770-х годах охтинским мастером Н. Васильевым бюро наборного дерева.

Следующая комната Золотой Анфилады - Китайская гостиная Александра I, созданная по проекту архитектора Ф. Растрелли. Ее интерьер выделялся шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет. Долгое время стены комнаты были затянуты белым штофом. Сейчас стены гостиной украшают расписные шелковые обои, воссозданные по уцелевшему образцу шелка. Уникальным для отечественных собраний является комод из дворцовой коллекции, инкрустированный орнаментальным декором из металла.

На этом парадные залы закончились. Точнее, еще есть несколько отреставрированных комнат, в которых мы были в 2014 году. Но сейчас они почему-то закрыты.

Следующие семь комнат - выставочные. Посвящены пребыванию членов императорской семьи в Царскосельском дворце. В них представлены предметы мебели, посуда, одежда.

Например походная кровать Александра I.

Рабочий кабинет Александра I

Залы, посвященные Александру III

Николаю II, его супруге Александре Федоровне и их детям.

1 из 3

В витрине кокошник дочери Николая II - Ольги. Другие личные вещи.

Предметы интерьера из Мраморного кабинета Александра II

Вещи из кабинета Александра I.

1 из 4

Последний выставочный зал, посвящен Екатерине II.

1 из 5

Увы, как я уже писала мы не увидели еще как минимум пять, а то и шесть комнат, в которых были шесть лет назад. Среди них: Зеленая столовая, Официантская, Буфетная, Малая проходная комната и Овальная передняя. Есть повод вернуться. К тому же через пару лет обещают отреставрировать еще несколько комнат.

Спасибо, что прогулялись вместе с нами. Надеюсь было интересно.

Категория: Всем учителям
11.10.2020 21:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!