СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколого-краеведческая тропа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочные занятия на эколого - краеведческой тропе.

1 стоянка 1. Дом, в котором мы живём. О правилах поведения на природе.

Цель: Научить слушать и слышать окружающую природу;

воспитывать бережное отношение к ней;

развивать чувство долга за мир, в котором ты живёшь.

                   Ты находишься на экологической тропе

-           Посмотри, внимательно вокруг себя

-           Что находится справа от тебя? Слева?

                  Что у тебя над головой? Посмотри.

-           Посмотри, что ты видишь?

-           Посмотри под ноги.

-           Что интересного ты нашёл? Кого увидел?

-           Будь осторожен, вспомни правило, кто может жить на почве?

-           В каком доме ты себя ощущаешь?

-           Запиши, как ты его назовёшь?

-           Кого бы ты пригласил к себе в гости?

                                                               

2 стоянка. Листопад. Фенологические  осенние наблюдения

3 стоянка. Ориентирование на местности. Выполнение практических заданий.

4 стоянка. Река Анга. Интегрированный урок по географии и математике.

 Цели урока:

Обучающие:Начать формирование у учащихся представления о реках - их частях, видах, особенностях питания и режиме;

Познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями: река, русло, пойма, речная долина, исток, устье, приток, питание реки, половодье, паводок;

Развивающие:Продолжить формирование у учащихся умения работать с географической картой - определять местонахождение крупнейших рек России;

Познавательные:Воспитание бережного отношения к воде;

Содействовать формированию любви к природе.

Тип и вид урока Урок на экотропе, практическая работа, урок формирования новых знаний.

Оборудование: схема «Речная система», параметры реки Анги, речная долина, глобус для демонстрации вращения земли, карта Байкала. Карточки с терминами..

 

1.         Изучение нового материала: -       

Посмотри внимательно вокруг себя

-           Прислушайся

-           С кем бы ты хотел бы поздороваться?

-           Поздоровайся

Тема нашего урока кроется в загадках. Послушайте и назовите нашу тему.

1.Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь.

2.В неё льётся, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.

3.Змея разлеглась у меня на пути,

Ползёт, а меня не пускает пройти,

Ползёт, оставаясь на месте своём.

Ты знаешь, о чём говорю я?

О чём?

Вы уже поняли, что тема урока :.. (РЕКИ) - Сл. 1

Целеполагание.

Подумайте, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Что вы хотите узнать? Чему научиться? (узнать, что такое река, какие бывают реки, научиться показывать реки на карте)

Читаю стихотворение.

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,

Есть Волга матушка-река.

Меконг, Янцзы и Хуанхэ,

Где жёлтый берег вдалеке.

Амур, Даугава и Миссури,

Рассветы там синей лазури.

Я слышал Конго, есть река,

Темна, опасна, глубока.

Есть Амазонка, Ориноко,

Текут они в дали далёкой,

Есть Нил великий, Ганг огромный,

Есть множество - больших и скромных:

Какая река течет вблизи нашего населенного пункта?

Что же такое река? (варианты ответов учащихся).

Река - это водный поток, текущий в выработанном им углублении (русле реки).

 Рассказ о реке Анге.

В России более 200 тысяч рек, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. Каждая река имеет свое начало. (схема: "Речная система").

Задание. Сделайте рисунок у себя в тетради и подпишите части реки (подписываем по ходу рассказа учителя).

Исток - место, где река берет свое начало. Показать исток Анги на карте. Повернитесь лицом к истоку. Откуда течет река? ( с ю – запада через Приморский хреьет)

Устье – конец реки, где она впадает в другую реку, озеро, море.(  озеро Байкал у д.Усть – Анга)

Как вы думаете, что должно быть выше- устье или исток?

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание.

Давайте определим части реки

1 Верховье, верхнее течение.

2. Низовье, нижнее течение.

Давайте определим, где  правый и левый берег. На каком берегу мы стоим?

Построить схему «Речная долина» По образцу постройте профиль реки. Какой берег Анги круче, какой – положе. А как вы думаете,  почему. (Сила вращения земли вокруг собственной оси – сила Кариолиса). В северном полушарии реки откланяются вправо – по часовой стрелке, поэтому больше размывается левый берег. Значит, левый берег рек северного полушария всегда круче, правого).

Питание и режим реки

Кто же пополняет наши реки? Откуда берется вода в русле реки? (Ответы учащихся)

Рассказ учителя.

Чтобы поддерживать свое течение река питается. Реки могут иметь разное питание - дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.

Многие реки получают исключительно дождевую воду. Среди них - две самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Они протекают в тех областях нашей планеты, где почти весь год выпадают обильные дожди, так что уровень воды в них довольно стабилен.

Реки, которые берут начало высоко в горах и протекают по пустыне, питаются талыми водами горных ледников. В этих реках самый высокий уровень воды - летом, когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше их уровень. К таким рекам относится, например, Амударья (покажите ее на карте).

Как вы думаете, какое питание имеет река Анга?

( Как большинство рек России, протекающих по равнинам нашей страны  как наша Анга , имеет смешанное питание. В зимнее время, когда реки покрыты льдом, единственный источник их питания - выходы грунтовых вод в руслах. Если бы не подземные воды, реки зимой подо льдом вообще могли бы иссякнуть.

Весной в реки стекают талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Такой ежегодный продолжительный подъем уровня реки называют весенним половодьем

Летом происходит сильное испарение воды и из рек, и с поверхности их бассейнов. И хотя выпадают дожди, но уровень воды в реках падает, и главную роль снова приобретает подземное питание.

Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Количество воды в реках прибывает, их уровень повышается. Сильные дожди могут сопровождаться паводками - кратковременными в отличие от половодья подъемами уровня воды в реке.

 Подумайте, что влияет на скорость течения реки (Рельеф)

Скорость и направление течения реки зависят от рельефа поверхности, по которой течет река. Реки по характеру течения бывают  равнинные и горные. Чем больше уклон реки, тем выше скорость течения воды в реке.

 

 А сейчас, Ирина Михайловна продолжит урок.

Заключительная стоянка.

 Тема: «Письмо с экологической тропинки» Рефлексия.

Цель: Учиться выражать свои чувства и мысли;

Развивать воображение и творческие способности;

Воспитывать чувства доброты к окружающей природе.

Алгоритм работы.

            Остановись… , прислушайся.

-           Твоя задача – написать письмо.

-           В роли кого на тропинке ты можешь себя представить?

-           Кто твой друг?

-           Напиши ему письмо.

-           Расскажи в письме о себе, как ты живёшь, что нового и  интересного ты сегодня узнал. Что бы ты пожелал своему другу?

-           Принимайся за дело.

Выполняй работу простым карандашом, это поможет тебе при оформлении.

 

Категория: География
30.12.2014 06:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!