СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеурочные занятия на эколого - краеведческой тропе.
1 стоянка 1. Дом, в котором мы живём. О правилах поведения на природе.
Цель: Научить слушать и слышать окружающую природу;
воспитывать бережное отношение к ней;
развивать чувство долга за мир, в котором ты живёшь.
Ты находишься на экологической тропе
- Посмотри, внимательно вокруг себя
- Что находится справа от тебя? Слева?
Что у тебя над головой? Посмотри.
- Посмотри, что ты видишь?
- Посмотри под ноги.
- Что интересного ты нашёл? Кого увидел?
- Будь осторожен, вспомни правило, кто может жить на почве?
- В каком доме ты себя ощущаешь?
- Запиши, как ты его назовёшь?
- Кого бы ты пригласил к себе в гости?
2 стоянка. Листопад. Фенологические осенние наблюдения
3 стоянка. Ориентирование на местности. Выполнение практических заданий.
4 стоянка. Река Анга. Интегрированный урок по географии и математике.
Цели урока:
Обучающие:Начать формирование у учащихся представления о реках - их частях, видах, особенностях питания и режиме;
Познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями: река, русло, пойма, речная долина, исток, устье, приток, питание реки, половодье, паводок;
Развивающие:Продолжить формирование у учащихся умения работать с географической картой - определять местонахождение крупнейших рек России;
Познавательные:Воспитание бережного отношения к воде;
Содействовать формированию любви к природе.
Тип и вид урока Урок на экотропе, практическая работа, урок формирования новых знаний.
Оборудование: схема «Речная система», параметры реки Анги, речная долина, глобус для демонстрации вращения земли, карта Байкала. Карточки с терминами..
1. Изучение нового материала: -
Посмотри внимательно вокруг себя
- Прислушайся
- С кем бы ты хотел бы поздороваться?
- Поздоровайся
Тема нашего урока кроется в загадках. Послушайте и назовите нашу тему.
1.Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
2.В неё льётся, из неё льётся,
Сама по земле плетётся.
3.Змея разлеглась у меня на пути,
Ползёт, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своём.
Ты знаешь, о чём говорю я?
О чём?
Вы уже поняли, что тема урока :.. (РЕКИ) - Сл. 1
Целеполагание.
Подумайте, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Что вы хотите узнать? Чему научиться? (узнать, что такое река, какие бывают реки, научиться показывать реки на карте)
Читаю стихотворение.
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество - больших и скромных:
Какая река течет вблизи нашего населенного пункта?
Что же такое река? (варианты ответов учащихся).
Река - это водный поток, текущий в выработанном им углублении (русле реки).
Рассказ о реке Анге.
В России более 200 тысяч рек, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. Каждая река имеет свое начало. (схема: "Речная система").
Задание. Сделайте рисунок у себя в тетради и подпишите части реки (подписываем по ходу рассказа учителя).
Исток - место, где река берет свое начало. Показать исток Анги на карте. Повернитесь лицом к истоку. Откуда течет река? ( с ю – запада через Приморский хреьет)
Устье – конец реки, где она впадает в другую реку, озеро, море.( озеро Байкал у д.Усть – Анга)
Как вы думаете, что должно быть выше- устье или исток?
Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание.
Давайте определим части реки
1 Верховье, верхнее течение.
2. Низовье, нижнее течение.
Давайте определим, где правый и левый берег. На каком берегу мы стоим?
Построить схему «Речная долина» По образцу постройте профиль реки. Какой берег Анги круче, какой – положе. А как вы думаете, почему. (Сила вращения земли вокруг собственной оси – сила Кариолиса). В северном полушарии реки откланяются вправо – по часовой стрелке, поэтому больше размывается левый берег. Значит, левый берег рек северного полушария всегда круче, правого).
Питание и режим реки
Кто же пополняет наши реки? Откуда берется вода в русле реки? (Ответы учащихся)
Рассказ учителя.
Чтобы поддерживать свое течение река питается. Реки могут иметь разное питание - дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.
Многие реки получают исключительно дождевую воду. Среди них - две самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Они протекают в тех областях нашей планеты, где почти весь год выпадают обильные дожди, так что уровень воды в них довольно стабилен.
Реки, которые берут начало высоко в горах и протекают по пустыне, питаются талыми водами горных ледников. В этих реках самый высокий уровень воды - летом, когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше их уровень. К таким рекам относится, например, Амударья (покажите ее на карте).
Как вы думаете, какое питание имеет река Анга?
( Как большинство рек России, протекающих по равнинам нашей страны как наша Анга , имеет смешанное питание. В зимнее время, когда реки покрыты льдом, единственный источник их питания - выходы грунтовых вод в руслах. Если бы не подземные воды, реки зимой подо льдом вообще могли бы иссякнуть.
Весной в реки стекают талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Такой ежегодный продолжительный подъем уровня реки называют весенним половодьем
Летом происходит сильное испарение воды и из рек, и с поверхности их бассейнов. И хотя выпадают дожди, но уровень воды в реках падает, и главную роль снова приобретает подземное питание.
Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Количество воды в реках прибывает, их уровень повышается. Сильные дожди могут сопровождаться паводками - кратковременными в отличие от половодья подъемами уровня воды в реке.
Подумайте, что влияет на скорость течения реки (Рельеф)
Скорость и направление течения реки зависят от рельефа поверхности, по которой течет река. Реки по характеру течения бывают равнинные и горные. Чем больше уклон реки, тем выше скорость течения воды в реке.
А сейчас, Ирина Михайловна продолжит урок.
Заключительная стоянка.
Тема: «Письмо с экологической тропинки» Рефлексия.
Цель: Учиться выражать свои чувства и мысли;
Развивать воображение и творческие способности;
Воспитывать чувства доброты к окружающей природе.
Алгоритм работы.
Остановись… , прислушайся.
- Твоя задача – написать письмо.
- В роли кого на тропинке ты можешь себя представить?
- Кто твой друг?
- Напиши ему письмо.
- Расскажи в письме о себе, как ты живёшь, что нового и интересного ты сегодня узнал. Что бы ты пожелал своему другу?
- Принимайся за дело.
Выполняй работу простым карандашом, это поможет тебе при оформлении.
© 2014, Хамадаева Эмма Владимировна 551