СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная деятельность как средство познания

дошкольником окружающего мира.

Бессолицына Наталья Сергеевна,

Воспитатель МБДОУ « Детский сад № 29»

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребёнка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно-ориентирована на каждого ребёнка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.

В ходе такого экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, ребёнок познаёт окружающий мир, развивает интеллект.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой; предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:

-ознакомление с явлениями социальной жизни - формирование представлений о человеке, о строении его тела, о его чувствах и взаимоотношений в социуме;

-ознакомление с предметным миром - формирование представлений функциональном назначении основных предметов, окружающих ребёнка и созданных руками человека;

-ознакомление с природой - формирование представлений о живом и неживом мире, о зависимости жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

По мере взросления ребёнок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определённой группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. После проведения экспериментов у детей возникает много вопросов, но мы не торопимся давать ответ, а способствуем тому, чтобы дети нашли его сами.

Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества.

16.03.2017 19:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!