СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экспериментальная деятельность как средство познания
дошкольником окружающего мира.
Бессолицына Наталья Сергеевна,
Воспитатель МБДОУ « Детский сад № 29»
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребёнка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно-ориентирована на каждого ребёнка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.
В ходе такого экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, ребёнок познаёт окружающий мир, развивает интеллект.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой; предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:
-ознакомление с явлениями социальной жизни - формирование представлений о человеке, о строении его тела, о его чувствах и взаимоотношений в социуме;
-ознакомление с предметным миром - формирование представлений функциональном назначении основных предметов, окружающих ребёнка и созданных руками человека;
-ознакомление с природой - формирование представлений о живом и неживом мире, о зависимости жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
По мере взросления ребёнок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определённой группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. После проведения экспериментов у детей возникает много вопросов, но мы не торопимся давать ответ, а способствуем тому, чтобы дети нашли его сами.
Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества.
© 2017, Бессолицына Наталья Сергеевна 195