СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Энергопотребление и энергосбережение на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Колбасенко Галина Ивановна,

учитель географии высшей категории,

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №2 г. Жодино».

Республика Беларусь

Во многих странах мира разработаны эффективные методы для сбережения энергии и снижения её потребления в производственных процессах и в быту. Самые простые способы энергосбережения доступны для каждого из нас и могут быть применены. Однако ещё небольшой процент населения знаком с этими методами и использует их из-за недостатка объёма знаний как следствие малого жизненного опыта у детей, некомпетентности и низкой мотивации родителей.

Одним из направлений государственной политики нашей страны на современном этапе является экономичное использование расходов тепла, электроэнергии и других ресурсов, что должно стать нормой жизни для каждой белорусской семьи и каждого человека в отдельности. Поэтому важнейшей задачей в настоящее время является создание непрерывной системы воспитания, обучения человека, бережно относящегося к энергоресурсам.

Во всех развитых странах мира в результате глобальных изменений окружающей среды рациональное использование энергии стало приоритетным направлением государственной политики. Существование и развитие современной человеческой цивилизации требует огромных затрат энергии. Ежегодно из недр планеты добываются миллиарды тонн угля, газа и нефти. С каждым годом уровень потребления энергоресурсов неизменно увеличивается. Такие темпы неизбежно ведут к истощению природных ресурсов. Между тем мы сами можем внести ощутимый вклад в улучшение экологической ситуации на Земле. Все, что для этого необходимо – более эффективно использовать имеющуюся у нас энергию, потреблять ее ровно столько, сколько необходимо. Не секрет, что до 40% используемой в быту электрической и тепловой энергии «выбрасывается на ветер». Огромные потери энергии связаны с пренебрежительным отношением со стороны потребителей – каждого из нас, а энергосбережение в быту зависит и от потребителя тоже. Каждый человек на бытовом уровне может сделать очень многое, чтобы сберечь природу и сократить собственное энергопотребление. Важнейшая задача сегодняшнего дня – научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. Пришло время изменить стиль жизни каждого человека.[3]

Поэтому важной педагогической задачей современности является воспитание гражданина общества, которому присущи, прежде всего, высокая экологическая и экономическая культура. Своеобразным показателем сформированности такого гражданина общества является культура энергопотребления.

Этот социальный заказ общества может реализовываться в рамках соответствующей обучающе-воспитательной модели, которая базируется на методах, учитывающих структуру современных знаний об энергопотреблении, социальной функции энергосбережения. Энергосбережение в школе имеет огромный потенциал. С детства, привыкнув к бережному отношению к энергоресурсам, в будущем нынешние школьники смогут правильно воспитать своих детей, осознавая, что бережливость и экономия – это основа стабильного развития экономики государства.

География входит в образовательную область общественных и естественных наук. Она даёт знания о мире и его регионах, необходимые для объективного восприятия национальных и международных событий. Содержание школьного курса географии включает темы, изучение которых позволяет понять, что развитие человечества и природы – единый процесс, который приводит к осознанию личной ответственности за настоящее и будущее человеческого общества и окружающей среды. Школьная география располагает большими возможностями для формирования мировоззрения. При её изучении анализируются взаимосвязи, которые возникают в окружающей среде, закономерности размещения природных ресурсов, рациональное и нерациональное природопользование, антропогенные процессы и явления, связанные с влиянием хозяйственной деятельностью человека на природную среду и здоровье человека.[2]

Вопросы взаимодействия человека и природы, оптимизация взаимоотношений общества и природной среды, развитие мирового процесса урбанизации, энергетика и проблемы устойчивого развития открывают широкие возможности для применения межпредметных связей.[1] Поэтому целесообразно разрабатывать планы уроков, в которые могут быть введены элементы энергосбережения и энергопотребления, экологического воспитания учащихся. Вопросы энергосбережения и энергопотребления интегрируются в содержание уроков различной направленности на протяжении всего курса школьной географии. Очень важно, чтобы работа проводилась системно, а используемый материал с элементами энергосбережения носил прикладной характер, имел связь с жизнью, опирался на личный опыт учащихся.

Элементы энергопотребления и энергосбережения в преподавании географии отображены далее в виде таблицы.

Таблица 1 – Элементы энергопотребления и энергосбережения в преподавании географии

Класс

Тема урока

Элементы энергопотребления

и энергосбережения

6

Движение вод в Мировом океане

Использование энергии приливов и отливов. Тест «Как мы расходуем энергию?»

6

Подземные воды и их роль в формировании рельефа

Внутриземное тепло – альтернативный источник получения энергии (презентация)

6

Равнинные и горные реки. Уклон и падение рек. Питание и режим

Развитие малой гидроэнергетики – тенденция будущего. Согласно программе на 2011-2015 годы, в Беларуси предусмотрено строительство и восстановление 33 гидроэлектростанций суммарной мощностью 102,1 МВт.

6

Охрана океанических вод и вод суши

Памятка по экономии воды в быту

7

Атмосферное давление и ветер

Ветроустановки. Ветроэнергетические системы успешно работают в Германии, Голландии. Ветровые установки на территории Беларуси в рамках программы «Энергосбережение» устанавливаются с 2001 года. Они уже работают в Вилейском, Минском, Дзержинском районах. Их КПД – 50%.

7

Понятие «погода». Организация наблюдений за погодой

Изменение климата в результате хозяйственной деятельности человека на производстве и в быту. На территории Беларуси, по исследованиям учёных, среднегодовая температура увеличилась на 10 С, что выше общемирового показателя.

7

Политическая карта

Кроссворд «SOS с острова»

7

Понятия о природных ресурсах. Виды природных ресурсов

Экономное расходование ресурсов. Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС).

7

Энергетика. Топливная промышленность и электроэнергетика

Традиционные и нетрадиционные источники энергии. Органическое топливо, гидроэнергия не могут решить проблемы энергетики в перспективе

7

Понятие о транспорте. Виды транспорта

Замена традиционного топлива на биогаз и биодизель. Памятка по эко-двидению. Машины и самолёт – наиболее энергоёмкие способы передвижения

8

Климат Земли. Солнечная радиация

Проблемы климатических изменений на планете. Солнечная энергия в мирных целях

8

Океаны

Использование энергии вод океанов. В США, Японии, Франции и некоторых других странах ведут активные работы по программе «Преобразование термальной энергии океана» («ОТЕК»)

8

США

Развитие атомной энергетики на территории страны, регулирование потребления полезных ископаемых и сохранение климата.

9

Германия

Германия является страной, которая наиболее активно использует современные технологии энергосбережения и альтернативные источники энергии. Сегодня уже треть всей электроэнергии здесь получают от ветроустановок.

9

Страны Северной Европы

Геотермальная энергетика. Свыше половины жителей Исландии пользуются геотермальной энергией для нагревания воды

9

Япония

Сегодня в Японии уделяется большое внимание обучению граждан способам сбережения энергии.

10

Климат и климатические ресурсы Беларуси

Реальными видами топливно-энергетических ресурсов для Беларуси являются древесина и древесные отходы, биомасса и гидроэнергия. Возможности энергии ветра и Солнца.

10

Современная отраслевая структура хозяйства Беларуси

Проблемы энергетического обеспечения в современных условиях. Переработка отходов. Безотходные технологии производства

10

Топливная промышленность

Электро – и топливопотребление. Экологические проблемы, возникающие при использовании традиционных видов топлива

11

Электроэнергетика

Эффективное использование энергии. Экономия электроэнергии в быту

11

Машиностроение

Бытовая техника и её энергопотребление. Шкала энергоэффективности электроприборов

11

Природные ресурсы и Ресурсообеспеченность

Зависимость РБ от поставок энергоресурсов. Государственная политика в области возобновляемых источников энергии

11

География развития химической промышленности

Биодизель, производство биодизельного топлива и его преимущество

11

География развития лёгкой и пищевой промышленности

Переработка отходов быта – альтернатива традиционным источникам энергии

Сегодня важно понимать, что человечество в целом, и каждый человек в отдельности может сделать очень многое для того, чтобы у нашей планеты было будущее. Ведь именно об этом писал учёный-эколог Н. Ф. Реймерс: «Не природа требует дальнейшего преобразования, человечество нуждается в новых условиях жизни». Действия современных людей должны стать экологически ориентированными, направленными на сохранение окружающей среды. Но пока каждый человек не начнёт задумываться над тем, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду, рассчитывать на заметный эффект не стоит.[3]

Энергосбережение – самый простой способ сохранить природу для будущих поколений, не говоря уже об экономии природных ресурсов и финансовых средств на оплату электричества. Оказывается, даже шторы можно повесить так, что они будут сберегать тепло. И форточку открывать нужно с умом. Поэтому образовательная работа со школьниками должна помочь им осознанно и обдуманно подходить к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, а также давать полезную практическую направленность их жизнедеятельности по энергосбережению.

Список использованных источников

1. Каропа, Г. Н. О некоторых проблемах и тенденциях обучения географии в современной общеобразовательной школе / Г. Н. Каропа // Геаграфія: праблемы выкладання. – 2010. - № 2. – С. 10 – 17.

2. Обух, Г. Г. Методика обучения географии: учеб. пособие / Г. Г. Обух. – Мн.: Университетское, 2001. – 184 с.

3. Энергия и окружающая среда: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования и учреждений дополнительного образования / В. А. Ануфриев [и др.] ; под общ. ред. М. В. Гершман. – 2-е изд. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2011. – 92 с.

4. http:// www.energy-aven.org

Категория: География
05.07.2019 13:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!