СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я-учитель" к конкурсу "Учитель года - 2018 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я – учитель»

.Вы знаете,

Мне по–прежнему верится,

Что, если останется жить земля, -

Высшим достоинством Человечества

Станут когда–нибудь учителя!

Р. Рождественский

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным»

Л. Толстой

Как известно, удачный выбор профессии подразумевает выполнение трёх условий: «могу», «хочу» и «надо». Объявление в газете о том, что требуется учитель в школу, определило выполнение условия «надо». Да, профессия, полученная много лет назад - востребована, нужна здесь и сейчас.

Вопрос о том, хочу ли снова стать учителем, практически не возникал. Конечно, хочу! После окончания университета удалось поработать в школе совсем немного времени. Но и этого было достаточно, чтобы понять: преподавание в школе – это та деятельность, которой мне хотелось бы заниматься всю жизнь. В силу объективных обстоятельств не было возможности вернуться к работе учителя. Но каждый раз, проходя мимо школы, я испытывала «покалывание под ложечкой». Достигнув зрелого возраста, я не забыла того ощущения радости и морального удовлетворения, которое испытывала в молодости от работы учителем в школе.

Сложнее всего дался ответ на вопрос: «Могу ли?» Ответ на него рождался в диалоге Минуса и Плюса.

Минус: Вуз окончен давно, а опыт работы учителем слишком мал.

Плюс: Да, но разве ты когда-нибудь переставала интересоваться изменениями в образовании и проблемами современной школы? А кроме того, школа постоянно была в твоей жизни, там учились твои дети.

Минус: Тебе уже много лет.

Плюс: А это значит, что накоплен немалый жизненный опыт и сформирована система собственных принципов и взглядов (отнюдь не консервативных) - немаловажные факторы при воспитании детей.

Минус: Школа стала другой! Что-то устарело безвозвратно, а то новое, что наполнило современный образовательный процесс, имеет огромный объём.

Плюс: А где же трудолюбие, которым ты всегда так гордилась? Куда девались способность к самообразованию и стремление к саморазвитию? Все эти качества, необходимые для того, чтобы быть компетентным учителем, остались с тобой! Вдобавок - с годами ты научилась быть ответственной, дисциплинированной, пунктуальной.

Минус: Ну, положим, эти качества нужны и в других сферах деятельности. Но каков твой главный мотив выбора профессии учителя?

Плюс: Любовь к детям, желание принимать участие в становлении личностей, способность помогать решать детские проблемы и стремление отдавать свои знания, опыт, душевные силы в благодарность за радость от общения с ними – вот главный мотив выбора профессии педагога! Это не приобретается с годами, не накапливается с опытом. Всё это либо есть в человеке, либо нет.

Внутренний спор окончен в пользу Плюса, и решение о выборе профессии принято.

«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику».

Р. Эмерсон

Итак, я учитель начальных классов и … новые сомнения, вопросы: чему учить, как учить, а самое главное, как сохранить единство обучения и воспитания? Безусловно, знание и обязательное применение исторически сложившихся, общепринятых принципов образования даёт возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели, отобрать содержание учебного материала, выбрать формы и методы обучения. И всё же каждый учитель выбирает для себя собственные принципы-опоры, которые определяют его подход к работе, стиль учительского творчества, если хотите.

Первой такой опорой для меня является желание и необходимость понять каждого ученика. Я учусь чувствовать ребёнка «изнутри», чтобы видеть мир с его позиции, определять истинные мотивы детских поступков. По выражению глаз, лица, по интонациям голоса я должна понять, здоров или заболевает ребенок, печален или радостен, случилось ли у него что-то очень хорошее или плохое, счастлив ли он или расстроен. Зачем? Затем, чтобы прийти на помощь. И необязательно эта помощь должна касаться учёбы. Ведь искусство учителя как раз и состоит "в определении характера необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечить" (М. Доналдсон).

У отличницы Арины вдруг всё начало валиться из рук, стала рассеянной и большую часть урока смотрит в окно. Стараюсь осторожно выяснить причины таких перемен. Сквозь поток слёз рассказала: разбила телефон, и это стало причиной серьёзной ссоры между мамой и папой. После разговора с мамой всё встаёт на свои места: ссора была, но никакого отношения разбитый телефон к ней не имел. Родители помирились, не желая причинять страдания своему ребёнку, новый телефончик звонит, а Аришка снова получает отличные оценки.

Второй принципиальной опорой для меня является безусловное принятие каждого ученика: и вот этой отличницы с огромными бантами, жадно ловящей каждое слово, и вот этого вихрастого сорванца, которому каждую минуту необходимо сообщить что-то важное соседу по парте. Я сама себя наделила правом стать учителем, но никто не давал мне права устанавливать критерии отличия между «хорошими» и «плохими» учениками. И вдруг открытие: мои ученики не хорошие и не плохие – они разные. Я учусь строить индивидуальные программы взаимоотношений, выбирать стратегии и тактики общения с каждым из них. Трудная задача? Конечно. Зато награда за её решение – детское доверие ко мне как к человеку и как к учителю. А доверие, в свою очередь, пробуждает внутренние духовные силы учащихся, укрепляет их самостоятельность и ответственность, повышает чувство собственного достоинства.

Коля уже третий день тихо сидит на уроках русского языка - совершенно не характерное для него поведение. Выясняется, родители поставили условие: никакой поездки на соревнование по каратэ, если не исправит оценки по русскому. Договариваемся с ним об активной работе на уроках и о дополнительных занятиях. Условия договора выполняются обеими сторонами, но времени слишком мало. Иду на авансирование завышенной оценки. Что получаю: второе место, занятое в спортивных соревнованиях, и целый месяц усиленной учебной деятельности по русскому языку, оправдывающей моё доверие.

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства», - сказал В.А. Сухомлинский. Это высказывание является квинтэссенцией ещё одной моей опоры – безоговорочного признания права каждого ученика показать всем, какими широкими возможностями умственного развития он обладает. Самым сложным в соблюдении этого принципа является отказ от ощущения зависимости ученика от учителя. Я учусь стимулировать в своих учениках стремление к проявлению собственной индивидуальности и самостоятельности. Учусь выдвигать адекватные требования. Учусь ставить объективные оценки.

Идёт обсуждение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» … и вдруг: «Мама тоже была неправа. Если человек терпеть не может манную кашу, зачем её варить на завтрак?» «А что она, по-твоему, должна была сделать?» «Спросить у сына, какую кашу он хочет». Как просто и мудро!

Или тема по экологическим проблемам, в частности «Куда девать мусор?» Ответ более чем рациональный: «Создать специальную печь для переплавки (не сжигания!) пластиковых и стеклянных отходов. Из пластика отливать в специальных формах кирпичи и строить из них дома, а из стеклянных отходов делать окна для этих домов. Ведь столько людей нуждаются в жилье!» Так что проблемы жилья и мусора будут решены непременно, нужно только немного подождать, пока подрастёт этот новатор.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» Д. Дьюи

Прозвенел последний на сегодня звонок. Дорога домой и … обдумывание каждого прошедшего урока. На русском языке было скучновато. Урок математика удался на славу. Несмотря на интересную тему, «серым» получился урок по окружающему миру. Почему так вышло, ведь готовилась к каждому уроку тщательно: продумывала слова и ситуации, подбирала упражнения и примеры?

В современной школе каждый учитель, руководствуясь системно-деятельностным методом обучения, может скомбинировать свой собственный подход к учебному процессу. Выбрав ключевыми позициями урока постановку проблемы и поиск истины, я обозначила свой подход как проблемно-поисковый. Коротко это звучит так: «вижу проблему» - «осознаю необходимость её решения, чтобы двигаться вперёд» - «строю план выхода преодоления проблемы» - «реализую этот план» - «открываю новые знания и присваиваю их». Это как памятка для выполнения анализа уроков.

Что же произошло на уроке русского языка? (Обожаю «великих» за их высказывания, они всё проясняют и расставляют все точки над «i»). «Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, кует холодное железо.» (Х. Манн). Понятно. Не «вытянула» этап мотивации и пошла «цепная реакция» - нечётко сформулирована цель, не зафиксирована проблема, вместо построения плана выхода из затруднения предложено готовое решение, как итог, слабая рефлексия.

Что пошло не так на уроке «Окружающего мира»? «Всё должно быть настолько просто, насколько это возможно. Но не проще.» (А. Эйнштейн). Упростила. Позволила себе усомниться в познавательных способностях моих учеников и тем самым лишила их радости открытия «нового знания». Упустила тот факт, что высшее искусство учителя - «это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний.» ( А. Эйнштейн).

«Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней»

А. В. Луначарский

Многое изменилось и продолжает меняться в школе, в образовании. Остаётся неизменной лишь миссия учителя, которую так коротко и ёмко обозначил Н.А. Некрасов: «Сейте разумное, доброе, вечное…». Учитель – главный источник знаний. Не имея возможности обеспечить необходимыми знаниями на всю жизнь, учитель должен сделать своих учеников спосо6ными развиваться дальше без его помощи, в соответствии с врождёнными талантами. В этом смысл существования профессии педагог.

Воспитывать человека мыслящего категориями «добро» и «любовь», «разум» и «совесть», «дружба» и «взаимопонимание». Засевать «благодатную почву» детской души добром, позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. В этом философия педагогического творчества и высокое предназначение учителя.

«От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется»

М. Эбнер-Эшенбах

Часто перечитываю «Письмо А. Линкольна к учителю своего сына». В нём великий политик очень поэтично изложил заказ общества на личность. Личность, способную изменить к лучшему всё, что её окружает. Личность, в которой будут нуждаться во все времена и все народы. И этот заказ адресован Учителю. Его выполнение – сродни чуду. Так пусть совершается чудо, даже если это никого не удивит!

сочинение - эссе учителя начальной школы МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск» Алабушевой С.М.

18.04.2019 12:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!