СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Внутренний и внешний имидж педагога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к современному педагогу чрезвычайно высоки. Модернизация образования неизбежно приводит к изменению и обновлению квалификационных требований и квалификационных характеристик современных педагогов, центральное место в которых занимают общие и специальные профессионально-педагогические компетентности, выступающие основой продуктивного функционирования педагога. Важнейшей из них являются компетентности в области взаимодействия, которые характеризуются знаниями о природе социальных влияний.

В свою очередь, наиболее важной чертой межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е. умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе. Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях. Важным востребованным профессиональным качеством, повышающим эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж.

Профессиональный имидж – это важная компетенция каждого педагога, формирование его – трудоемкий процесс и результат самопознания и саморазвития. Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа как условие формирования профессионального педагогического имиджа.

Определения этого понятия различны в разных областях науки. Кто-то трактует имидж как визуальный образ, кто-то определяет его как представление или мнение, а кто-то – как символический образ субъекта. Обобщая имеющиеся определения можно констатировать, что имидж - это то впечатление, которое производит человек на окружающих, это целостное представление об образе, который формируется в сознании людей. Имидж связан как с внешним обликом человека, так и с его внутренним содержанием. Для того чтобы сформировался имидж, недостаточно восприятия характеристик образа. К этому образу должно возникнуть определенное отношение, мнение и определенная оценка этого образа. Поэтому имидж можно охарактеризовать как отношение к образу и мнение об этом образе.

Имидж любого специалиста, а в особенности педагога, должен соответствовать требованиям времени и общества. Данные опросов школьников в нашей стране в разные десятилетия показывают, что в разные исторические периоды «требования» к педагогу со стороны обучающихся разнились. Если в 30-50-е гг. на первом месте оказывались знание предмета, умение найти общий язык с детьми, такт, а внешний вид оказывался чуть ли не последнем месте, то с 60-х гг. он постепенно перемещался вверх по этой шкале и сегодня уверенно занимает в разных опросах первое или второе место. На первый план также выдвинулось уважение к личности ребенка, сотрудничество с ним.

Наметилась еще одна тенденция: из-за бытового понимания имиджа именно как внешнего вида (одежда, прическа, макияж и т.д.), все внимание общественности сосредотачивается именно на нем, тогда как он является всего лишь одним (пусть и очень важным) его слагаемым. Кроме того, на мой взгляд, понимание уместного внешнего вида педагога у разных социальных групп (обучающихся, старших коллег, родителей) очень сильно разнится, и именно поэтому периодически разражаются громкие скандалы и вызванные ими дискуссии о допустимости / недопустимости того или иного вида одежды, причесок и длинны ногтей. Каждый год по прошествии пары месяцев учебного года я спрашиваю первый курс о том, что им важно в учебном процессе, на что они обращают внимание во внешнем виде педагогов техникума, их манере общения и т.д. Их ответы, думаю, сильно удивили бы и их родителей, и нашу администрацию. Все они отмечают важность того, что преподаватель должен за собой ухаживать и «красиво» одеваться. Но это «красиво» в их глазах значит модно. Они сами (и девушки, и юноши) в основном придерживаются спортивного / полуспортивного или кэжуал / смарт-кэжуал стиля в одежде и ждут этого от своих педагогов. Официально-деловой стиль, насаждаемый администрацией и всевозможными рекомендациями и кодексами этики, кажется им скучным, серым. По их словам, такой преподаватель не заметен у доски. Им, напротив, нравится проявление индивидуальности, невписываемость в ожидаемые стандарты, т.к. это дает им уверенность в себе, чувство свободы и принятия их собственного внешнего вида в глазах окружающих. Они не видят ничего страшного ни в пирсинге, ни в татуировках у преподавателя, т.к., в отличие от поколения своих родителей, не вкладывают в это никаких «тюремных» коннотаций. Им хочется общаться с педагогами, как с равными, но по их словам, это очень трудно делать с человеком «застегнутым на все пуговицы». И, на мой взгляд, поскольку в современном обществе, хотим мы этого или нет, педагог «должен» ученику, а не наоборот, то и ориентироваться в создании этой составляющей собственного имиджа он должен на ученика, и необходимо доводить эту важную мысль до администрации учебных заведений. Подкрепить ее можно изречением древнегреческого философа Ксенофонта о том что «никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Разумеется, эту крылатую фразу можно отнести не только к такому узкому пониманию имиджа, как был описан выше. Внешний вид человека включает в себя не только стиль одежды, но и мимику, жестикуляцию, умение держать себя (осанка, манера сидеть, стоять и ходить), манеры. Во всем этом должен соблюдаться баланс между общепринятым представлением о поведении педагога и проявлением его индивидуальных качеств. Например, жестикуляция должна быть ярко выраженной, подчеркивающей речь, но не отвлекающей и не развязной. Интонации голоса должны быть живыми, а модуляции не крикливыми. Положение тела в пространстве во время речи должно способствовать донесению информации, при этом поза не должна быть доминирующей, властной. Стоит отметить, что наше невербальное поведение достаточно сложно контролировать, т.к. исторически оно предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Необходимо с помощью постоянных тренировок выработать у себя осанку, набор жестов и мимических реакций. Важно помнить, что невербальное поведение является не только составляющей имиджа педагога, но и в целом характеризует вас как человека, усвоившего нормы культуры (как личной, так и национальной).

Еще одним важным слагаемым профессионального имиджа педагога является вербальное поведение, речевая культура. Речь педагога должна в первую очередь быть понятной той возрастной группе детей, с которой он работает, при этом служить для них эталоном. Недопустимы жаргонизмы и тем более нецензурная брань. Речь также должна отличаться выразительностью, яркостью образов, четкостью и логичностью. Важно соблюдать речевой этикет, вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

Если говорить о внутреннем имидже педагога, то его составляющими являются: духовная культура человека; широкий научный и философский кругозор; который должен сочетаться с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и труда; научное образование в сочетании с развитой художественной культурой и высокими эстетическими вкусами; знания с сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом. Все это позволяет обладать качествами характера и личности, которые обычно называют обаянием, харизмой.

Несмотря на то что в эссе значительная роль отводится раскрытию внешней составляющей имиджа педагога, мне представляется, что внутренние качества человека, перечисленные в абзаце выше, являются ядром профессионального имиджа, на которое должны наслаиваться внешние проявления. Потому что, какой бы правильной ни была твоя речь, как бы хорошо ты ни выглядел, если ты ничего собой не представляешь как личность, то никакого цельного образа не сложится – его просто не из чего будет слагать.

В заключении хочется еще раз перечислить слагаемые имиджа педагога: внешние (внешний вид, речь, жестикуляция, общая манера поведения) и внутренние (общая духовная культура, образованность, широкий кругозор, моральные и этические качества), которые всегда зависят от исторической эпохи. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Категория: Всем учителям
29.11.2020 00:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!