СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе по теме: «Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе по теме: «Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации» Г.Н.Тюрина, учитель физики, филиал МБОУ Сосновской СОШ № 1 в с.Отъяссы Сосновского района

Основываясь на Национальной стратегии образования в Российской Федерации изменяются требования к общему уровню экологической образованности, культуре, экологическим компетентностям обучающихся. Эти требования предполагают постоянное обновление форм, методов и содержания образования. В содержании современного учебно-воспитательного процесса существует ярко выраженное противоречие: обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, с другой формирование экологических компетентностей у учащихся, информирование их об экологических проблемах, возникающих при взаимодействии человека с окружающей средой, которые считаться одним из главных условий перехода стран к устойчивому развитию и решения проблем будущего выживания человечества. Для формирования экологической культуры и развития экологической компетентности у учащихся необходимо наиболее эффективно использовать в урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования различные формы, технологии, методы и средства обучения. Необходимость подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях продиктовано ускорением темпов развития общества, потребностью в людях, способных к любым изменениям, нестандартно и качественно решать существующие экологические проблемы. Образовательное пространство школы и модели формирования экологической компетентности, с учетом интеграции урочной и внеурочной деятельности, и должно быть направлено на поддержание успешного развития и социализации обучающихся. В содержательном компоненте формирования экологической компетентности учащихся в процессе обучения решению экологических проблем можно выделить два основных направления: 1) раскрытие сущности экологических противоречий, основными элементами которого являются: - представления об основных компонентах окружающей среды (социальном, экономическом и экологическом) и их взаимосвязи; - подходы к познанию окружающего мира как сложной динамической системы, моделирование и прогнозирование, сценарии будущего; - противоречия в системе «человек – природа – общество» как источник экологических проблем; решение экологических проблем как средство преодоления данных противоречий. 2) включение теоретических и практических способов выявления, решения и предупреждения экологических проблем, опыт практической экологической деятельности по повышению качества жизни, улучшению состояния среды обитания. Основные компоненты данной содержательной линии: - ситуативность проблем и решений; - этапы решения проблемы: обзор ситуации, причинно-следственный анализ (выявление, постановка проблемы), принятие решения (поиск и выбор решения), план реализации решения (выполнение решения, оценка результата); - структура решения: альтернативы, предпочтения, критерии выбора; - классификация решений; - процесс принятия решения. В связи с этим в процессе формирования экологической компетентности представляется целесообразным применение метода кейс-стади (англ. case study) или ситуационного анализа (метод случаев, ситуаицонный метод). Анализ конкретных учебных ситуаций, или метод ситуационного обучения (обучение на примерах) является одним из способов эффективного применения теоретических знаний в реальной жизни, при решении проблем. Кейс – педагогическая модель реальной жизненной ситуации, на основании изучения и анализа которой учащиеся выявляют проблему и предлагают ее решение. Его содержание и возможные решения анализируются и обсуждаются совместно обучающимися и учителем. В процессе формирования экологической компетентности учащихся метод кейс-стади может применяться для решения следующих задач: закрепление теоретических знаний; освоение способов применения экологических знаний на практике, для выявления и решения экологических проблем; формирование навыков группового анализа проблем и принятия решений, оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости; ознакомление с примерами успешных действий по решению экологических проблем; принятие решений в условиях неопределённости; разработка алгоритмов решения, плана действий. В целом в процессе формирования экологической компетентности важно не ограничиваться рамками «информационно-справочного» подхода, но создать условия для становления субъектного опыта эмоционально-ценностного и практически-деятельностного отношения к окружающей среде. В связи с этим следует отметить, прежде всего, приоритет интерактивных методов обучения перед методами репродуктивными, то есть активного, творческого получения, переживания, осмысления новой информации самими учащимися перед усвоением готовых знаний. Особо следует отметить дискуссии, обсуждение в парах и группах, а также методы стимулирования творческой активности (мозговой штурм, дерево решений, морфологический анализ и т.п. ) Групповые формы работы, учебные конференции, ролевые игры эффективны не только с точки зрения психологической, но, кроме того, моделируют реальный процесс решения проблем, который невозможен без учета всего многообразия существующих точек зрения и интересов разных людей и социальных групп. Диалогические методы обучения – основа смыслообразования в образовательном процессе. В процессе их применения создаются оптимальные условия для усвоения экологических ценностей, становления и понимания смыслов экологической деятельности, то есть для формирования системообразующего компонента экологической компетентности – ценностно-смыслового.

Категория: Всем учителям
24.06.2017 21:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!