СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Этимологический анализ слов (исследование происхождения слов и их частей) открывает некоторые древние суффиксы, которые уже не ощущаются как значимые части слова и при его анализе в школе не выделяются.
Например, слова жир, пир некогда образовались от глаголов жити, пити с помощью суффикса –р; при помощи старинного суффикса – ог от слова пир образовалось слово пирог, а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать») – слово творог. Не ощущаются уже как суффиксы: -н- - в слове окно; -х- - в словах дух, смех, успех; -ц- - в слове кольцо.
В истории языка известен курьёзный случай превращения в суффикс… кусочка окончания. В XIX веке во Франции появился экипаж с надписью «омнибус», что по-латыни означало «всем». Кусочек окончания –ибус - -бус был ошибочно воспринят как суффикс и стал использоваться для образования названий различных видов транспорта: автобус, троллейбус, аэробус и даже библиобус (передвижная библиотека).
Подобное явление произошло и с суффиксом –он в греческом слове электрон, которым была названа элементарная частица вещества. Захватив кусочек корня, физики восприняли трон как суффикс и образовали термины: позитрон, нейтрон, а позже – названия установок – синхротрон, циклотрон.
Источник: А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку.
© 2024, Беленко-Линёва Марина Петровна 379