© 2017 418
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Праздник Пасхи установлен святыми апостолами. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На первом Вселенском соборе (325 год) было определено отмечать Пасху повсеместно после весеннего равноденствия в первое воскресенье после полнолуния, в пределах между 4 апреля и 8 мая по новому стилю, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Писательский отклик
Слово «пасха» – еврейское, оно означает «прошёл мимо». По повелению Бога евреи каждый год в этот день закалывали ягнёнка и съедали его, а день этот называли пасхой. Мы же этим именем называем праздник Воскресения Христова. Как в ветхозаветные времена Господь освободил евреев от рабства, послав казнь, которая прошла мимо них, так и нас Господь освободил своим воскресением от греха смерти.
Каждый год в весеннее воскресенье отмечается «праздник праздников и торжество из торжеств» – Пасха.
Русский философ-орловец протоиерей Сергей Булгаков замечал, что Пасха является не только памятью о воскресении, она обращена к веку грядущему. Описание Пасхи есть у многих поэтов и писателей. События этого светлого праздника получили отражение в творчестве литераторов-орловцев.
Так, у Ивана Сергеевича Тургенева «Воспоминание о Пасхе в Москве» встречаем в переписке с Клоди Виардо в 1872–1874 годах.
Леонид Николаевич Андреев началом своей творческой биографии считал навеянный орловской действительностью пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська», опубликованный в 1898 году в апрельском номере «Курьера»:
«– А у Михаила Архангела звонили?
– Звонили. Тебе-то что?
– Христос, значит, воскрес?».
Рассказ «В Сабурове» ярко описывает праздничное событие: «Церковь была полна. Тоненькие восковые свечи горели тусклым, желтоватым огоньком в душном, спёртом воздухе, полном запаха овчины. Сквозь неопределённый шуршащий звук, издаваемый толпой, прорывался страстный молитвенный шёпот. Пармен стал в притворе, куда чуть слышно доходил протяжный голос священника. Звучало радостное пение: «Христос Воскресе из мертвых».
Пасха Бунина и Зайцева
Но более всего пасхальные праздники нашли отклик в творчестве нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина. Рассказ «На чужой стороне» впервые был напечатан под заголовком «Святая ночь»: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси», – торопясь, начал священник звонким тенором. И как только он сказал это, вся толпа заволновалась, задвигалась, крестясь и кланяясь, и сразу стало светлее в зале, на всех лицах засиял тёплый отблеск восковых свечей, загоревшихся во всех руках.». В 1910 году авторское чтение было записано на граммофонную пластинку.
А вот запись И. А. Бунина о пасхальном визите к В. К. Харкеевич: «Весной 1901 г. Мы с Куприным были в Ялте. Ходили в гости к начальнице ялтинской женской гимназии Варваре Константиновне Харкеевич, восторженной даме, обожательнице писателей. На Пасхе мы (с Куприным) пришли к ней и не застали дома. Пошли в столовую к пасхальному столу и, веселясь, стали пить и закусывать.
Куприн сказал: «Давай напишем и оставим ей на столе стихи», – и стали, хохоча, сочинять, и я написал:
В столовой у Варвары Константиновны
Накрыт был стол отменно-длинный,
Была тут ветчина, индейка, сыр, сардинки:
Все думали, что это крокодил,
А это Бунин в гости приходил.
Эти строки остались на скатерти, а хозяйка потом вышила их.
А вот самое грустное описание Пасхи в дневнике Ивана Алексеевича Бунина (4 апреля 1942 года, Франция): «Пасхальный стол: 4 красных яичка, букетик гиацинтов и всё!».
Современник И. А. Бунина Б. К. Зайцев в рассказе «Священник Кронид» пишет: «По очереди на Пасху деревни «подымают иконы». Это значит, впереди Крон с дьяконом, а сзади несут хоругви, идут весёлой гурьбой по дороге, поют „Христос Воскресе”».
Семейный праздник
Интересен рассказ известной нашей поэтессы, с которой дружили орловские краеведы, – Елены Александровны Благининой. Во времена её детства в Ямской слободе под Курском Пасху отмечали, как и везде. Мать будущей поэтессы была сурова и аскетична: пост тянулся неимоверно долго, в день прилёта жаворонков пекли булочки, похожие на птичек, их называли «жаворонки». В этом уже было предчувствие праздника. Сам праздник бывал ненастным, но запомнились только сияющие пасхи.
Кто-нибудь привозил из деревни двести или триста яиц, окорок, большую индюшку, их прятали в погребе, в доме начинали уборку. Всё сдвигалось с мест. Мылись окна, двери, вытаскивалось разное накопившееся барахло. В четверг красили яйца, в пятницу делали пасху и куличи. В субботу запекали окорок, пекли большие пироги. Падали с ног, а праздник уже входил в дом со всеми запахами и красками. Поститься вообще трудно, а при таких вкуснотах-то? Отец жалел детей, тайком совал им пироги и говорил: «Бог простит, съешьте, они без счёту!». Маленькая Лена, по её словам, не ела, так как не могла обманывать ни мать, ни Бога.
Отец плясал, идя после утрени, под перезвон колоколов. Мать тревожилась: всё-таки под колокола плясать нехорошо. Разговлялись кое-как, потому что падали от усталости. Вместе с Пасхой наступала весна.
Стоит лишь открыть эти страницы, и как будто оживёт перед нами ушедшее время, старый провинциальный Орёл. В центре его, на левом берегу Оки, находилась Воскресенская церковь. Пасхальные дни! Сколько появляется чистых и светлых надежд.
«В русском человеке есть особенное участие к празднику светлого Воскресения. – говорил Николай Васильевич Гоголь. – Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе».
Современно и свежо звучат праздничные строки, написанные много лет назад орловским священником-законоучителем Илией Ливанским:
Сей день, день светлый Воскресенья,
Его же сотворил Господь.
Днесь поднебесной обновленье.
Да возликует всяка плоть.
Источник: Мищенко А. «Это Орёл. И пасхальный звон». Орловский вестник. № 12 (1216), 12/04/2017. – С. 13.
© 2017 418