СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия толерантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философия толерантности

Толерантность — термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность (от лат. tolerantia – терпимость), неагрессивные отношения между людьми, которые придерживаются разных ценностных позиций. Речь идёт о вере, убеждения, традициях и обычаях. Для толерантности характерно отсутствие у субъекта корректирующего воздействия (критики, дискриминации, преследования) по отношению к взглядам и действиям другого.

Сначала бы хотелось обратиться к классификации Гордона Олпорта. Он выделял три вида толерантности:

  1. Толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями. Толерантный индивид, согласно данному виду, исходит из того, что «все люди равны», групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения.
  2. Конформную толерантность. Здесь речь идёт о проявлении конформности в контексте этнических проблем. Конформность мы понимаем, что от слова конформизм, а значит речь идет о приспособления.
  3. Толерантность как черту характера. Речь идет о уважительном отношении ее носителя к людям самим по себе.

Наиболее полной классификацией является классификация Галины Леонидовны Бардиер и разработанный на ее основе опросник ВИКТИ (Виды и компоненты толерантности).

Выделяется 10 видов толерантности: межличностная,межкультурная, межэтническая, профессиональная, управленческая,межпоколенческая, гендерная, социально-экономическая,межконфессиональная, политическая. Все перечисленные виды толерантности можно условно объединить в три социальных блока:

1) биологически – обусловленный: индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;

2) культурно-обусловленный: индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;

3) социально-обусловленный: определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.

Методика ВИКТИ, которую можно провести в том числе в инклюзивной среде, а значит выявить уровень толерантности к другим и в случае необходимости предотвратить, например буллинг.

Формы толерантности:

Мацковский Михаил Семенович выделял 12 видов толерантности:

Политическую – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.

Межнациональную – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей.

Расовую – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.

Религиозную – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.

Гендерную – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим

Возрастную – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).

Физиологическую – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д

Сексуально–ориентационную – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Образовательную – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот.

Географическую – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

Межклассовую – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым.

Маргинальную – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.

Факторы, влияющие на толерантное отношение

На развитие толерантности влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующих процессу её формирования в нашем обществе, в настоящее время исследователи отмечают следующие:

• отсутствие в обществе устоявшихся традиций многообразия мнений;

• развившееся у людей в последнее время чувство национального унижения, нарастающей зависимостью от других стран;

• свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания. То есть видение мира через призму только своих интересов. Многие не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли.

Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности, – агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения.

Развитие толерантности в условии интеграции

Отношение к людям с ОВЗ формировалось долгое время в ходе исторических процессов. В ХХ в. американское общество перешло от содержания детей с нарушениями на дому к помещению их в дома-интернаты. Связано это было с увеличением мигрантов в США. Интернаты приняли на себя функции социальных служб. Любое отклонение от общественных норм, включая нарушения развития, начали рассматривать не только как семейную, но и как социальную проблему. Позже общество отказалось от практики помещения людей с нарушениями в интернаты, что связано с развитием концепции специального образования, возлагающего ответственность за образование детей с нарушениями развития на местные школы.

Одним из важнейших направлений государственной социальной политики в Российской Федерации является процесс создания системы всесторонней поэтапной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из социальных задач является формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ и адекватному восприятию их присутствия в разных сферах деятельности. Формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ следует в дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях взросления.

Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии - включения «особых» детей в классы общеобразовательных школ и группы детских садов для совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями.

Исследование мнения о перспективе инклюзивного обучения детей с нарушениями развития показало неоднозначное отношение респондентов:

- 1,4 % уверены, что это в принципе невозможно;

- 18,8 % считают, что это возможно, но общество к этому еще не готово;

- 69,5 % думают, что переход к инклюзивному обучению необходим, но для эффективной работы потребуются значительные изменения в самой системе образования;

- 7,2 % считают, что это неизбежно, но предвидят много трудностей на этом пути;

- 7,2 % респондентов полагают, что уже сейчас нет особых препятствий к реализации инклюзии.

Развитие толерантности в инклюзивном образовании

Самый высокий уровень образования – это толерантность.

К.Хелер

В современной системе образования инклюзия прежде всего, реализуется как толерантное отношение к детям с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают опыт принятия в сообщество норматипичных детей, где они повышают свои шансы на адаптацию к нормальной жизни. У детей с обычным развитием возникает возможность познакомиться с особыми детьми, научиться принимать и понимать их.

Одним из ключевых принципов защиты прав детей является принцип недискриминации, закрепленный в Конвенции о правах ребенка. В Конвенции о правах инвалидов закреплены, по существу, принципы социальной инклюзии – недискриминации, уважения особенностей инвалидов и принятия их в качестве компонента людского многообразия, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество с другими людьми. Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном процессе каждого ребенка вне зависимости от его способностей и образовательных потребностей.

Толерантность и альтерогративность

Альтерогративность- особую концепция взаимоотношений в пространстве инклюзивного обучения, где приветствуется «Другое» ‒ в смысле отличное, непохожее, разное. Это слово образовано от двух латинских (от лат alterum – другой, чужой;grata ‒ приветствовать).

Сущность данного понятия заключается в понимании различий между субъектами.

Механизмом развития альтерогративности в инклюзивном образовательном пространстве будет формирование в сознании норматипичного ребенка идентичности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. При этом это должно подкрепляться на эмоциональном уровне, что в дальнейшем поможет создать в сознании ребенка новые ценностные установки.

Таким образом, альтерогративность можно рассматривать как один из основных принципов организации инклюзивного образования, механизмом реализации которого является рациональное формирование не только принятия ребенка с отклонениями в развитии в социальном пространстве, но и приветствования его, приветствования имеющихся различий как фактора обогащения социального опыта и способа альтернативных решений имеющихся проблем как в учебном, воспитательном, так и в социальном аспектах

12.01.2024 21:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!