СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор на уроках русского языка (2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаем работать с послови­цами, поговорками и загадками на­родов мира.

Сочетания согласных чк, щн, нт

Белые ру_ки чужие труды любят.

Из одной му_ки, да не одни ру_ки.

На своей уло_е и куро_а храбра.

По шерсти соба_е кли_а дана.

Печаль беде не помо_ик.

У подхалима много слов, у ле_яя много причин.

Удвоенные согласные

А_етит – лучший соус. (Фран­цузская поговорка.)

И коза с бородою, да не профе_ор.

Хороша нива только у ко_ектива.

Обо_ёшься на молоке, станешь дуть и на воду.

Непроизносимые согласные

У кого на сер_це ненас_но, у того и в ясный день дождь.

Лодырь да бездельник – им праз_ник и в понедельник.

На словах медок, а на сер_це ле­док.

У сына заболит пальчик, а у ма­тери – сер_це.

Вора выручишь – чес_ного погу­бишь.

Беда завис_ника в его зависти.

Тайна, извес_ная троим, уже не тайна.

Чес_ный нечес_ному не това­рищ.

Ь после шипящих

Скупой богач_, беднее нищего.

Назвался грибом – лезь в борщ_.

Грач_ называет детёныша белень­ким, ёж – мягоньким. (Киргиз­ская.)

В конце концов детеныш_ волка обратится в волка. (Иранская.)

Не кирпич_, а человек города строит.

Покорной головы и меч_ не сечёт.

Он сам на себя нож_ точит.

Плохой врач_ – душе палач_. (Туркменская.)

При верном псе и сторож_ спит.

Хорошая одежда – украшение для тела, хороший товарищ_ – от­рада для души. (Узбекская.)

Лож_ стоит на одной ноге, а правда – на двух.

Лучше горькая правда, чем кра­сивая лож_.

Беспомощен, как мыш_ в мыше­ловке. (Корейская.)

Глупому сыну не в помощ_ бо­гатство.

У вора в сердце дрож_.

Если лож_ выдаш_ за правду, правда уйдёт своей дорогой. (Кир­гизская.)

Не проси груш_ у тополя. (Ис­панская.)

Дружба товарищей – гора сокро­вищ_.

Пре- и при-

Не мудрено голову срубить, муд­рено пр_ставить.

Было бы здоровье – пр_дёт и пр_волье. (Туркменская.)

Друг легче теряется, чем пр_об­ретается. (Английская.)

Если нет денег, чтоб наградить, нет ли слова, чтобы пр_ласкать?

Забота и плохая погода пр_ходят без того, чтобы их пр_глашали. (Шотландская.)

Краса пр_глядится, а ум пр_го­дится.

Кто сам не пр_шёл, тому не пр_несут.

Кто сам в гостях не бывал, тот гостей пр_нимать не может. (Аб­хазская.)

Куда голова пр_дёт, туда и тело приведёт.

На чужой обед надейся, а свой пр_пасай.

Правда как солнце, её ладонью не пр_кроешь. (Афганская.)

Свои собаки грызутся, чужие не пр_ставай.

Хороший гонец пр_носит прав­дивую весть. (Немецкая.)

Перед правым и горы пр_клоня­ются.

Пр_зрение к смерти рождает ге­роев.

Закрепляй свою победу, по пятам врага пр_следуй.

Ленивый достоин пр_зрения, а немощный – пр_зрения.

Молодцу – почёт, лентяю – пр_зрение.

Беспечность равна пр_ступле­нию.

Источник: Подборнова Г. И. Игры. Шарады // Русский язык в школе и дома. – 2007. – № 6. – С. 27–28.

См. также:

Фольклор на уроках русского языка (1)

https://multiurok.ru/blog/fol-klor-na-urokakh-russkogho-iazyka.html

Категория: Русский язык
21.07.2017 20:49


© 2017 349

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!