СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках трудового обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначение образовательной области «Трудовое обучение» – это воспитание целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Данная цель особенно актуальна в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. Федеральный государственный образовательный стандарт образования детей с ограниченными возможностями здоровья призван гарантировать каждому ребенку реализацию права на образование, соответствующего его способностям и потребностям.

Обучение детей с ограниченными возможностями должно иметь коррекционную направленность, и это возможно при изучении программы образовательной области «Профильный труд».

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Чтобы планировать свою деятельность, необходимо знать краткую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • неустойчивость внимания и восприятия;
  • слабость запоминания;
  • трудности аналитико-обобщающей мыслительной деятельности;
  • повышенная утомляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы.

Для корректировки имеющихся недостатков у детей данной категории особую значимость имеет проектная деятельность на уроках труда, которая позволяет:

  • овладевать организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели;
  • активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер;
  • повышать личную уверенность каждого участника проектной деятельности, его самореализацию;
  • развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий;
  • возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе.

Наша цель состоит в необходимости подготовки и адаптации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою роль в этой жизни, роль созидателя своего дома, хранителя очага.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья бывает сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы.

Дифференцированный подход к обучению заключается в создании адекватной системы педагогических требований, соответствующих возможностям данной категории обучающихся, а также адаптация общеобразовательной программы по предмету к возможностям и способностям детей с ОВЗ.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся при постановке задания. Более сильным ученикам предлагается больше различных идей, и они изготавливают более сложные изделия. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети изготавливают несложные изделия. У каждого обучающегося свой запланированный конечный результат. Важно, чтобы каждый обучающийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем и проект должен иметь практическое применение.

Проектная деятельность формирует у обучающихся:

  • умения ставить и принимать задачу;
  • планировать последовательность действий;
  • выбирать необходимые средства и способы их выполнения;
  • совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения;
  • работать в коллективе;
  • брать ответственность за результат деятельности на себя.

В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, развивается творческий потенциал.

На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями планируется достижение конкретных целей:

Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания использую мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, сшить фартуки для кабинета технологии или изготовить подарок.

Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставлю, например: вопрос: С чего начать работу? Зачем нужен эскиз? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.

Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность, например: «Моделирование фартука, юбки», «Определение свойств различных видов тканей».

Развитие тонкой моторики возможно на всех этапах проектной деятельности. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа с бисером, вязание крючком, спицами, работа на швейной машине.

Учитывая быстрое утомление обучающихся, во время занятия чередую виды деятельности. (Связать цепочку крючком и пришить иглой к ткани.)

Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности, побуждаю учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готового изделия.

Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках: девочки помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.

Большую роль в работе с детьми с ограниченными возможностями играет психолого-педагогическое сопровождение, в том числе и на уроках технологии.

Педагог-психолог проводит занятия для развития коммуникативной компетенции учеников.

Также ведётся совместная работа с логопедом. Он помогает ребенку, имеющему речевые дефекты, овладеть устной речью, научиться полноценно, общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей социализации ребенка в нашем мире.

Таким образом, целенаправленная работа по выполнению творческих проектов на уроках технологии, способствует развитию творческой активности детей и позволяет корректировать имеющиеся у них отклонения в развитии, создавая условия для их социализации в обществе.

Актуальность у значительной части обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс у большинства из них остаётся на прежнем уровне или повышается незначительно. В век «электронного общества и информационной цивилизации» одной из компетенций выпускника должно быть умение осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, таких как всевозможные справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.

Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. С их помощью можно использовать компьютеры для индивидуализации учебного процесса и обратиться к новым познавательным средствам.

Модели мультимедийных программ легко вписываются в образовательный процесс и позволяют адаптировать традиционные методы, формы и виды обучения согласно требованиям образовательных стандартов и инновационным подходам в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь» зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, видеофрагментам, что при определённых условиях способствует коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.

Здесь можно использовать данные технологии, представленные в схемах, слайдах, видеороликах, текстах в следующих направлениях:

  • название темы урока;
  • сопровождение и иллюстрации объяснения;
  • информационно-обучающее пособие;
  • контроль и проверка знаний.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Для решения обучающей задачи на уроках трудового обучения используется презентация с видеороликом, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

При этом, учитель перекладывает роль образца на технику и тем самым, освобождая руки, выполняет одну из немаловажных своих функций – оказывает индивидуальную помощь. При помощи информационно-коммуникативных технологий сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся в программе тестов.

С их помощью можно:

  • проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
  • быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.

Таким образом уроки, проведенные с использованием информационно-коммуникативных технологий, способствуют решению одной из основных задач коррекционного образования - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве, обеспечению конкурентоспособности на современном рынке труда. Кроме того, информационные технологии можно активно использовать во внеурочной деятельности. Модель использования ИКТ вне урока:

  • поиск информации в Интернете и других источниках;
  • фиксация записи в процессе проектной деятельности;
  • подготовка выступления с использованием презентаций при защите проектов и исследовательских работ;
  • кружковая деятельность (создание презентаций, буклетов, слайд-фильмов)

При этом задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения компьютерных технологий в получении новых знаний, показать ребенку с ограниченными возможностями, что компьютер- это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнаётся новое.

Регулярное использование информационно-коммуникативных технологий вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационное общество.

Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. К нам на урок приходят разные дети. Есть такие, для которых уроки трудового обучения оказываются, чуть ли не единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться как личность.

Список использованных источников:

  1. Афанасьева Л.В. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития — Волгоград: Учитель, 2010 с. 40-56
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-пресс, 1994. с. 112
Категория: Технология
01.02.2022 11:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!