СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете

НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения»

учителя высшей категории Лебедевой Л.А.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом по

«Формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения»

Главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. «Выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводит к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).Тем самым введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов.

К коммуникативным УУД относятся (слайд):

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие коммуникативных УУД средствами литературного чтения

Для формирования коммуникативных ууд я выбрала организацию образовательной деятельности на основе деятельностного подхода.

Например, умения учебного сотрудничества совершенствуются при организации регулярно встречающихся на страницах учебника инсценировки произведений, а также при проведении бесед по прочитанному, викторин, конкурсов чтецов, работы с книжной выставкой, в процессе обсуждения творческих работ учащихся.

Постановка вопросов по изучаемому произведению.

Вопросы, должны быть целесообразны. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Их назначение в том, чтобы направить внимание на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. Наиболее продуктивным является такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися. Этому их нужно научить.

Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках учит ставить вопросы. Например, «Герой какого рассказа тебе симпатичен? Почему?»; «Кто из персонажей тебе понравился? Чем? Кто тебе неприятен? Почему?»

• Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев. Например, «Подготовься к выразительному чтению стихотворения. Постарайся передать состояние мальчика»; «Сыграй роль ёжика, как в театре. Определи, каким голосом говорит ёжик. Научись читать слова ёжика выразительно»

Для создания благоприятной ситуации на уроке могут быть использованы задания, направленные на развитие творческого воображения. Например:

• при выполнении заданий на прогнозирование текста, например: «Придумай продолжение разговора Пети и дедушки» (Е. Пермяк «Для чего руки нужны»);

• задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попробуй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три.», «тебе водить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небывальщину» (Маршак С. «Я видел»);

- рассказ от первого лица: рассказать историю от лица бобра из произведения С Михалкова « Как друзья познаются»;

- изменение сказочной развязки: придумать другое окончание рассказа;

-придумай продолжение рассказа.

- составить кроссворд по рассказам Н. Носова, в котором была бы зашифрована фамилия писателя;

-перескажи сказку.

-Переделай сказку таким образом, чтобы козлики оказались не упрямыми, а сговорчивыми, вежливыми. К. Ушинский «Два козлика»

-Сочини свою сказку

-Составь рассказ из слов на разные темы, прояви креативность мышления.

При чтении и обсуждении ряда произведений, включённых в учебники, на примере литературных героев младшие школьники учатся сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, находить из них выход.

Используя различные упражнения в системе, я формирую у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия.

Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры. Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.(слайд) Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы. Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к групповым (какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. К ним относятся:

  • Соедини части пословиц
  • Соедини фамилию с произведением данного автора
  • Восстанови рассыпавшуюся иллюстрацию

На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей могут быть успешно использованы следующие методические приемы:

Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация).Основными формами драматизации являются:

• анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев («Что изображено на картинке?»),

выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»);

толкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»). «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику героя.

Большое значение в развитии коммуникативных компетенций младших школьников имеет проектно-исследовательская деятельность.(слайд)

Одним из видов групповой работы учащихся на уроках литературного чтения является

1)создание творческих проектов. (Устное народное творчество, Книга сказок, Любимый цветок)

2)Небольшие выступления – исследования, целью которых является – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

3)Презентации, целью которых является – подготовка, например, сообщения по творчеству писателя, страницы его жизни.

Диагностика сформированности коммуникативных универсальных действий по литературному чтению.

В конце 1 класса я провела диагностику, по которой выявила первоначальный уровень коммуникативного развития учащихся.

Учащиеся на каждый вопрос должны ответить «да» или «нет». Если учащиеся отвечают на вопросы - «да» 11 раз т.е. на все вопросы, то это значит – высокий уровень развития. Если учащиеся отвечают на вопросы положительно лишь на 5-6 вопросов, т.е. половина, то это значит – средний уровень развития. Если нет ни одного утвердительного ответа – низкий уровень развития.

Вводный тест № 1«Самооценка коммуникативного развития»

  1. Вы больше любите слушать, чем говорить?(да-28,нет-4)
  2. Вы всегда можете найти тему для разговора, даже с незнакомым человеком?(да-14,нет-18)
  3. Вы внимательно слушаете собеседника?(да-28, нет-4)
  4. Любите ли вы давать советы своим друзьям?(да-27, нет-5)
  5. Перебиваете ли вы собеседника, если тема не интересна?( да-22, нет-10)
  6. Можете ли вы сказать, что у вас есть собственное мнение по любому вопросу?(да-31, нет -1)
  7. Умеете ли вы говорить ярко и убедительно?( да-13, нет -19)
  8. Умеете ли вы поддержать разговор на любую тему?( да-16, нет -16)
  9. Любите ли вы быть в центре внимания разговора?( да-21,нет -13)
  10. Всегда ли вы можете подобрать нужные слова для разговора?( да-13, нет-21)
  11. Любите ли вы выступать, говорить при большом количестве людей?(да-10, нет-22) (Испытываете ли вы волнение при выступлении перед классом?)

По результатам входящей диагностики видно, что 45% учащихся (14 учеников) считают, что они могут общаться, 55% (17 учащихся) считают, что они не слишком общительны, но умеют слушать и знают некоторые правила общения. Низкого уровня коммуникативного развития нет.

Заключение.Я считаю, что особое внимание в программе развития УУД уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий, данный вид УУД имеет огромное значение в образовательном процессе.

Во-первых, они влияют на учебную успешность.

Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.

В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Важным средством достижения этой цели обучения являются уроки литературного чтения в начальной школе. Возможности уроков литературного чтения, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов.

04.02.2024 12:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!