СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. предложены пути восстановления статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики. Отсюда повышающийся интерес к дистанционному обучению (ДО), которое, по определению, представляет собой обучение на расстоянии, когда обучающий и обучающийся разделены пространственно (Ю.В. Аксенов, Е.С. Полат, А.Е. Петров и др.). Такая форма организации обучения обеспечивает доступность и непрерывность качественного образования для всех слоев населения в силу его открытости для партнерства, новаторства и индивидуализации развития обучающихся; вариативности учреждений, форм, методов и средств обучения; личностно ориентированной направленности. Все эти преимущества были ярко продемонстрированы практическим опытом ведущих университетов Америки, Европы и России. Дистанционное обучение (далее - ДО) нашло распространение преимущественно в вузах. Но сегодня существует всё большая потребность в его внедрении в среднее профессиональное образование (далее - СПО), которое должно получить приоритетное развитие. Потребности рынка труда, с одной стороны, и ухудшающаяся демографически ситуация, с другой, изменяют роль и место системы среднего профессионального образования в подготовке квалифицированных кадров, которая становится многоуровневой, обеспечивая преемственность между различными ступенями профессионального образования и реализуя различные формы организации обучения. В отклик на эти реалии, ДО нашло широкое применение во многих образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее ОУ СПО) России. При этом тенденция его распространению продолжает нарастать в связи с устойчивым ростом социальной потребности в приобретении образования удобным для человека способом, а также увеличением числа взрослого незанятого и высвобождающегося населения.
Однако изучение практики ДО в российских ОУ СПО показало, что существует ряд обстоятельств, сдерживающих его активное внедрение. Во - первых, это - нормативно-правовая неопределенность и недостаточное организационно-методическое обеспечение этой формы организации обучения. Во-вторых, множественность моделей ДО, ориентированных преимущественно на систему ВПО и не учитывающих специфику среднего профессионального образования. В-третьих, низкий уровень информационно-коммуникативной компетентности преподавателей, что приводит к тому, что ДО фактически копирует традиционное заочное обучение.
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России приводятся характерные черты этого процесса:
Учитывая, что информационная компетентность не формируется сама по себе, а требует специально организованной деятельности, мы выдвинули задачу построения модели данного процесса. При ее разработке мы исходили из того, что научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В исследовании степень подобия модели реальной действительности была соотнесена с целью исследования и определен тип проектируемой модели — модель структурно-содержательного типа. В качестве конкретной технологии построения модели использовалась технология проектирования технических систем, выбор которой был обусловлен тем, что она определяет принципы проектирования и логику данного процесса.
Проектирование модели подчинялось следующей логике:
1) определение границ модели и формулировка цели проектирования;
2) формулировка цели и задач модели;
3) обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели;
4) обоснование компонентов модели и разработка их содержания;
5) выделение условий эффективного функционирования модели;
6) определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики;
7) экспериментальная апробация модели в рамках выделенных условий.
Модель формирования информационной компетентности студентов колледжа включает три компонента:
В основе модели формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий, лежит собственная работа студента. Ведущей деятельностью студентов в условиях ДО является информационная деятельность, связанная с обработкой информационных ресурсов.
Таким образом, структура разработанной модели формирования информационной компетентности студентов представлена целевым и теоретическим компонентами, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса; организационно-технологическим компонентом, обусловливающим содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов, и результативным компонентом, детерминирующим предполагаемый результат.
Модель целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение студентами более высокого уровня информационной компетентности. Предлагаемая нами модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование информационной компетентности студентов, поэтому она имеет прагматический характер.
Контрольная диагностика показала, что в результате реализации разработанной нами модели уровень информационной компетентности студентов повысился: количество студентов с высоким уровнем увеличилось на 34,9%, с низким уровнем — понизилось на 13,2%.
© 2019, Карпова Надежда Дмитриевна 371