СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметных, личностных и метапредметных компетенций в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель немецкого языка ГУО «УПК Начские ясли-

сад-средняя школа Спетелюн Мария Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В условиях модернизации образовательный процесс направлен не только на усвоение определенных знаний учащимися, но и на развитие их личностных качеств, их способность познавать и созидать, другими словами на формирование ключевых компетентностей. Личностная компетенция направлена на освоение способов духовного, физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В сфере данной компетенции объектом является сам ученик. Он должен овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, результатом чего является его непрерывное самопознание, развитие таких личностных качеств, которые необходимы человеку, живущему в современном мире, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения человека. На мой взгляд, формирование метапредметных компетенций является одной из наиболее важных задач в современной системе образования. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Универсальные учебные действия направлены на способность учащихся к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

Таким образом, метапредметные компетенции обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самовоспитанию. Выполняя различные типы заданий, учащиеся самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирают осознанно наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

В первую очередь урок иностранного языка является зоной ближайшего развития для коммуникативной деятельности и соответствующих ей учебных действий, становится средством социокультурного образования. Данный предмет обладает большим потенциалом для формирования всех ключевых компетенций, и личностных в частности, т.к. в основе его содержания – практическая деятельность, и, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности, которая хочет и может участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в речевой деятельности изучаемого языка. К примеру, работая над темой «Природа» в 6 классе, ученики имеют возможность пропустить через себя информацию и мнения других о животных/растениях, нуждающихся в защите, проблеме защиты окружающей среды, определить своё отношение к обсуждаемым проблемам и предложить пути их решения. В рамках темы «Молодежь и общество» в 10 классе ученикам прививается чувство коллективизма, сочувствие к человеческим проблемам, акцентируется внимание на высоких моральных ценностях, происходит знакомство с проблемами подростков в современном обществе, ученики предлагают способы решения этих проблем.

Компетентностными методами и формами являются те, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование. О некоторых методах, которые я использую в своей работе, хотелось бы рассказать подробнее. Например,

1) метод проектов – комплекс действий, целью которых является создание творческого продукта. Существуют различные виды проектов, например, информационно-исследовательские. В ходе данного проекта ученики 7 класса самостоятельно создают «Путеводитель по Минску, по Берлину», в результате чего ищут информацию в интернете, представляют ее, сопровождая свой рассказ наглядным материалом. Или сценарный проект – проект классного или школьного мероприятия. Ученики собирают информацию о традициях празднования Рождества в Германии, представляют проект, сравнивая Рождество в Германии и РБ (8 класс).

2) метод дебатов – комплекс действий, направленный на умение отстаивать свою точку зрения. К примеру 10 класс, обсуждая тему «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации», делится на 3 группы: 1 группа утверждает какой-то тезис, а вторая – его отрицает, 3-я группа – судьи, которых нужно убедить в том, что аргументы одной группы лучше, чем аргументы оппонента.

3) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация). Пожалуй, является одним из любимых методов учеников. Как известно, благодаря играм развивается умственная и волевая активность. Являясь хоть и сложным, но одновременно увлекательным занятием, игра требует большой концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Например, тема «Покупки» в 7 классе. При работе над лексикой в классе появляется магазин, продавец, покупатели, продукты, одежда, кассовый аппарат. Покупатели заходят в магазин, покупают то, что нужно, используя лексический материал по данной теме. Популярностью пользуются игры-загадки. Ученик 6 класса в рамках темы «Природа Беларуси» задумает какое-нибудь животное и описывает его, остальные участники отгадывают загадку.

4) проблемные дискуссии заключаются в том, что классу предъявляются противоречивые мнения или факты. На этапе постановки проблемы задача учителя – создать проблемную ситуацию, а затем произнести специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. Так в 7 классе ученикам можно сообщить о следующих фактах: «Некоторые люди называют эту страну Германией, некоторые – ФРГ. Это одна страна или все же несколько разных стран?» Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Таким образом, с помощью этих и других методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

Список использованных источников

  1. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
  2. Максимова, В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1984. -143 с.
  3. Пассов, Е.И. Кузовлева, Н.Е. Урок иностранного языка. - М.: Феникс: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.

Яковлева, С.В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс //ИЯШ – 2008

Категория: Немецкий язык
12.03.2021 23:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!