СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование технологических компетенций в процессе изготовления коллекции легкой одежды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иванова Вилена Валерьевна,

Студент СВФУ ПИ им. М. К. Аммосова

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ЛЕГКОЙ ОДЕЖДЫ

Аннотация. Статья посвящена необходимости обучения проектированию коллекций как эффективному средству для формирования творческих способностей и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности. В статье также рассматриваются вопросы технологических компетенций специалистов-техников. Дана характеристика видов коллекций, основных этапов проектирования авторской коллекции.

Ключевые слова: технологические компетенции, коллекция, проектирование, творчество.

Профессиональный рост будущего специалиста в современной индустрии одежды, его эффективность и значимость зависят от умения проявлять предприимчивость, решать нестандартные задачи по проектированию коллекций одежды разнообразного назначения и тематических групп.

Алгоритм решения таких задач включает этапы, связанные как с художественным, так и с техническим творчеством, и является основой преобразовательной деятельности. Профессиональная отрасль будущего конструктора одежды ацелена не только на адаптацию известных решений, но и особенно на внедрение нового ранее не существовавшего продукта. Уникальность такого специалиста определяется содержанием разностороннего образования, объемом и системой усвоенных теоретических знаний, практических умений, опытом творческой деятельности.

Творчество в любом виде деятельности человека характеризуется приобщению его к материальной культуре общества, возвышает и облагораживает личность. Важно сформировать у будущих инженеров-конструкторов способность эмоционально воспринимать и ценить прекрасное в человеке и окружающем его мире, создавать условия для формирования творческой гармонично развитой, активной личности, что имеет большое значение для профессии.

Технологическая компетенция определяется как комплекс свойств и личностных качеств субъекта, который обеспечивает способность организовывать преобразовательную деятельность различной предметной направленности в соответствии с технологическими принципами, осваивать и эффективно использовать в своей деятельности современные технологии.

А. В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Многообразие подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность» не дает их однозначного толкования. Но очевидным является тот факт, что компетентность как результат образования, предполагает набор определенных компетенций. Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, то есть это уже состоявшееся личностное качество человека. Компетентный человек обладает определенным набором компетенций, позволяющих ему обоснованно судить об определенной области деятельности и эффективно действовать в ней [5].

Технологическая компетентность – готовность субъекта успешно решать профессиональные задачи определённого направления и уровня осуществления технологической деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков и профессионально-значимых качеств личности.

Проект «Коллекция легкой одежды» состоит в том, что с проектной группой создать коллекцию одежды и развить такие качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи и принимать обоснованные решения.

Вид коллекции определяется ее назначением и концептуальным содержанием. Различают следующие основные виды коллекций: перспективные коллекции, промышленные коллекции, авторские коллекции и коллекции специального назначения. Концепция и характерные черты этих видов коллекций представлены в таблице.

Концепция и характерные черты коллекций

Вид коллекции

Концепция

Характерные черты

Перспективные коллекции

Воплощается концепция моды на будущий сезон, представляются новые стили и тенденции

- используются «острые» формы и силуэты;

- предлагаются новые образные решения;

- представляются результаты экспериментов с материалами, технологиями и конструкциями.

Промышленные коллекции

Предлагают концепцию ассортимента предприятия для внедрения в производство

- базируются на перспективных тенденциях развития моды;

- учитывают многообразие массового потребителя;

- обычно создаются группой авторов;

- реальны для массового тиражирования.

Авторские коллекции

Выражают творческую концепцию автора или авторов

- создаются для участия в конкурсах и выставках;

- отличаются оригинальностью, единством стиля и образа;

- проектируются одним-двумя дизайнерами.

Коллекции специального назначения

Коллекции школьной одежды;

Коллекции форменной, фирменной и специальной одежды

Занятия по технологии призваны пробудить у обучающихся добрые начала: человечность, бескорыстие, чуткость, отзывчивость, душевность, любовь к окружающему миру, своим близким и родным. Занятия по технологии обязаны формировать культуру труда, творческое отношение к труду, культуру взаимоотношений, экологическую культуру, поведение, ответственность за свое дело. Иными словами, они должны воспитывать нравственность.

На сегодняшний день педагогам и учителям предлагается шире внедрять прогрессивные стратегии обучения (http://fgosvo.ru/), главной задачей которых является целенаправленное создание эффективных условий обучения для обеспечения мотивированного включения обучающихся в учебный процесс, создания условий для самостоятельного совершения учебных действий, выбора средств решения учебной задачи и самооценки достигнутого результата.

Далее охарактеризуем основные этапы процесса творческого проектирования на примере разработки авторской коллекции:

- разработка авторской концепции;

- эскизирование – разработка в эскизах новых идей;

- макетирование – проработка новой идеи в объемно-пространственной форме;

- конструкторская часть – художественное моделирование и разработка конструкций;

- воплощение новой идеи в материале;

- представление коллекции.

На этапе разработки авторской концепции определяется направление творческого поиска новых решений будущей коллекции. Разрабатывая костюм, проектировщик для создания образа часто обращается к источнику творческого вдохновения. Ознакомление обучающихся с различными видами творческих источников, приемами их переработки в идею, концепцию и образ коллекции является важной задачей приобщения к преобразовательной деятельности.

В качестве творческого источника могут быть выбраны любые объекты и явления, произведения искусства, биологические и растительные формы, объекты материальной и духовной культуры человеческого общества (архитектура, предметы декоративно-прикладного искусства, новые материалы и технологии, машинные формы и т. п.).

Важным этапом в разработке коллекции является обоснование выбора материалов. Известно, что материал является определяющим фактором в создании форм и конструкций. Однако часто в авторских коллекциях подбирают текстильные материалы и их сочетания с целью отразить и подчеркнуть идею и образ коллекции. Подбор материалов выполняют с учетом различных факторов (художественный замысел, многообразие решений, экономия материальных средств). Выбирая те или иные материалы с определенными поверхностными характеристиками (фактура, цвет) необходимо учитывать конкретные условия, при которых изделия коллекции будут восприниматься при демонстрации (значительная удаленность от зрителя и характер освещения: угол, яркость, цвет) [3].

Следующим этапом в создании коллекции является конструкторская часть. Разработку чертежей моделей коллекции, можно выполнить с применением технологий САПР.

Успешность создаваемой коллекции в значительной мере зависит от степени проявления творческой деятельности автора. Использование передовых технологий, современных конструкторских решений, активная работа с информацией в области моды, владение современными компьютерными технологиями способствует повышению качества разработки коллекции.

Изготовление коллекции развивает чувство стиля, обостряет видение гармонии линии и формы, развивает фантазию и художественную интуицию, пробуждает творческий потенциал, оттачивает системность профессионального мышления – необходимые составляющие для работы в сложнейшем искусстве создания костюма.

Работа над проектированием коллекций, особенно авторских, обеспечивает универсальность специалиста, поскольку направлена на повышение мобильности, компетентности, расширение его деятельности в пользу инноваций и творчества.

Список использованной литературы

1. Бортник А. Ф., Петрова Ю. М. Формирование технологических компетенций учащихся в процессе изготовления мягкой игрушки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 42–43. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770145.htm.

2. Калабина О. В., Патрушева Л. К., Ракова Е. В. Проектирование коллекции как способ творческой самореализации и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 33. – ART 14887. – 0,6 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14887.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

3. Лавина Т.А., Козлова Е.А. CТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО ТЕХНОЛОГА ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-2. – С. 384-387; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36237

4. Пташкина Г. М., Кузнецова О. В., Степанов В. А. Формирование компетенций будущих учителей технологии в ходе научно-исследовательской деятельности // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 2 (58). С. 78–91. DOI: 10.37724/RSU.2021.58.2.007.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования. - М.: 2002.

Категория: Технология
07.04.2024 12:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!